Реформаторский пыл Обамы будет притушен

Антон Табах Forbes Contributor
Успех республиканцев на выборах делает невозможными крупные реформы в США

Победа Республиканской партии на состоявшихся в начале ноября промежуточных выборах в Палату представителей Конгресса США вызвала острую дискуссию о дальнейшем направлении американской экономической политики. Можно долго обсуждать экономическую философию нового большинства Палаты представителей, возможный рост влияния сторонников «Партии чаепития» или репозиционирование президента Обамы перед выборами 2012 года. Но для внешнего мира внутриамериканская борьба консерваторов, либералов и умеренных важна ровно в той степени, в какой она влияет на валютную политику, рынок госдолга и уровень потребления, а также на способность американских властей быстро и эффективно реагировать на значимые события на мировых рынках.

Во-первых, несмотря на наполеоновские планы нового руководства Палаты представителей по снижению дефицита, налоговым послаблениям или же отказу от недешевой реформы здравоохранения, отсутствие республиканского большинства в Сенате помешает им сделать столь мощные шаги. Крупные инициативы будут похоронены в Сенате или получат вето Обамы: так многие пункты «Контракта с Америкой» в 1995-1996 годах наталкивались на вето Клинтона. А в те годы у республиканцев была не только четкая программа, но и большинство в Сенате, где их лидер претендовал на пост президента. По этой же причине у Обамы и его сторонников будут большие сложности с принятием новых мер по поддержке экономики. Согласно американской конституции, все финансовые законопроекты должны исходить из Палаты представителей, поэтому новые инициативы будут отсекаться. При этом урок 1995 года, когда саботаж политики Клинтона привел к затягиванию принятия бюджета, временным «закрытиям» государственных органов и, как следствие, крайне негативной реакции избирателей будет, скорее всего, усвоен. Уже сама администрация умерит свои аппетиты, понимая невозможность увеличивать госдолг по первому требованию, и в ближайшие два года мы увидим гораздо менее активного, чем в первой половине срока, президента Барака Обаму.

Во-вторых, центр тяжести при принятия решений сдвигается в сторону ФРС и лично господина Бернанке, отличающегося осторожностью и политической мудростью. Последние решения, в частности, по новому раунду так называемого количественного ослабления, показывают что мягкая кредитно-денежная политика, скорее всего, продлится еще какое-то время. Полномочия Бернанке были продлены до 2014 года, он достаточно защищен от влияния текущей политической ситуации. И в рамках расширенных по новому законодательству полномочий ФРС принятия решений в случае необходимости следует ожидать от него, а не от администрации.

В-третьих, два месяца после промежуточных выборов бывают, как правило, периодом больших кадровых перестановок. Не факт, что ключевые фигуры прошлых двух лет останутся на своих постах (экономический блок уже разбежался практически полностью), поэтому направление политики во многом будет зависеть от новых персонажей и их позиций. Активность новых регулирующих органов, предусмотренных законодательством о финансовой реформе, также будет сильно варьироваться в зависимости от кандидатур, которые Обама предложит демократическому Сенату.

Таким образом, в ближайшие два года из Вашингтона вряд ли будут приходить новости о каких-то крупных реформах или решительных шагах — разделенное правительство в условиях сильной поляризации американской политики почти всегда означает период здорового неделания. На фоне подобной неспособности или нежелания американских властей действовать и аналогичной слабости европейских структур, все большую роль приобретают страны БРИК, в особенности Китай, которые меньше зависят от текущей политической конъюнктуры и при всех недостатках уже показали способность действовать консолидированно.

Новости партнеров