Как футбольная Европа зарабатывает на телевидении | Forbes.ru
$58.64
69.32
ММВБ2131.94
BRENT62.79
RTS1141.50
GOLD1258.09

Как футбольная Европа зарабатывает на телевидении

читайте также
+27 просмотров за суткиЛишний билетик. Как государству научиться получать доходы от перекупщиков +238 просмотров за суткиВ режиме экономии: каждый третий россиянин сокращает расходы +120 просмотров за суткиЗолотая бутса. Лионель Месси станет самым высокооплачиваемым футболистом мира Инъекция для футбола: как экономить деньги регионов План для Путина. Уровень жизни важнее ВВП Авто-техно-видео: что растет в 2017 году Футбольный экспорт: как итальянский бизнесмен зарабатывает миллионы на трансферах футболистов Кто больше: сколько футбольные клубы потратили на игроков этим летом Дорогое удовольствие: как миллиардеры инвестируют в футбол +7 просмотров за суткиНе успеем: почему сборная России по футболу провалит чемпионат мира 2018 Почему в России не любят копить на пенсию? Когда отдыхают богатые: рабочий график Роналду и других звезд Кубка конфедераций Пеле открыл часовой бутик Hublot в Москве Мяч за $20 000: как болельщику заработать на Кубке конфедераций Не меньше 10%. Россияне не верят в низкую инфляцию Леонид Слуцкий об Абрамовиче: «Сегодня его проект в российском футболе — это я» «Действительно лучше»: Медведев предложил заменить футболистов сборной роботами Голландская высота: сколько стоит футбол будущего прямо сейчас Воронеж или Екатеринбург? Где больше заработки, если вы выбрали жизнь за пределами Москвы Молодая гвардия: как Дмитрий Рыболовлев сделал «Монако» чемпионом Франции впервые за 17 лет +1 просмотров за суткиФутбол как инвестиция: насколько успех команды зависит от вложенных средств?
Новости #доходы 10.11.2010 11:25

Как футбольная Европа зарабатывает на телевидении

Антон Орех Forbes Contributor
Футбольные клубы Европы делят прибыль от телевизионных трансляций по-социалистически. Есть одно исключение

В прошлый раз я отметил, что футбольные майки являются прекрасным рекламным носителем. Реклама на них принесла шести ведущим футбольным лигам Европы €470 млн. Теперь присмотримся к главному источнику благосостояния западноевропейского футбола — телерынку. Речь пойдет о деньгах, полученных по итогам сезона 2009/2010.

В лидерах, естественно, английская премьер-лига. Права на ее матчи выкупили сразу три медиагиганта: SKY, ESPN и BBC. Первый год трехлетнего соглашения принес €893 млн дохода. В эту сумму включены средства, полученные за право трансляции только матчей национального чемпионата. А ведь есть еще Кубок Англии, Кубок лиги, матчи европейский клубных турниров (прежде всего Лиги чемпионов). Наконец, некоторые клубы владеют телеканалами, транслирующими их собственные игры.

Права на трансляции матчей премьер-лиги продаются пулом, что не означает уравниловки. Если средний доход клуба премьер-лиги равен почти €45 млн, то «Миддлсбро» (20-е место по доходу от телетрансляций) заработал только €35 млн, тогда как «Манчестер Юнайтед» (1-е место) — более €58 млн, притом что популярность этих двух клубов несопоставима. Схема распределения доходов исходит из принципа, что великие клубы сами заработают свои сотни миллионов, а малым нужно помочь. Она проста: половина доходов делится по-братски; четверть распределяется строго в зависимости от места, занятого в чемпионате; кому достанутся оставшиеся 25%, фактически зависит от воли самого телевидения — чем чаще команду показывают на экранах и чем больше прямых трансляций, тем больше ей достанется от третьего куска теледенег.

Похожие принципы распределения средств действуют в Германии и во Франции. Пропорции несколько различаются, но принцип деления денег на три части, большая из которых распределяется усредненно между всеми, соблюден. Удивительно, но французские клубы заработали за телетрансляции больше немецких, хотя со спортивной точки зрения, по зрительскому интересу внутри страны и в мире и по популярности команды из Франции уступают немецким. Но в 2008 году, еще до того как кризис мировой экономики стал очевиден, Canal+ и Orange заключили контракт сразу с первым и со вторым дивизионами чемпионата Франции на сумму, превышающую €2,5 млрд. Уже тогда эту цифру посчитали перебором, а теперь стало совершенно очевидно, что чемпионат Франции сильно переоценен. Тем не менее €517 млн достались в минувшем сезоне 20 элитным клубам Франции, почти по €26 млн на каждого. На зависть Германии, где каждый клуб обогатился в среднем на €20 млн с небольшим (общая сумма — €360 млн). Даже финалист Лиги чемпионов знаменитейшая «Бавария» получит от телеканала Premiere €28 млн — на €6 млн меньше, чем покинувший английскую премьер-лигу «Миддлсбро»!

Можно не сомневаться, что если бы «Бавария» отказалась от пула и продавала права на свои матчи эксклюзивно, она получила бы сумму на порядок больше. Так поступили два испанских суперклуба «Барселона» и «Реал». В Испании каждый клуб распоряжается своими правами самостоятельно. При такой системе сразу становится понятно, каков разрыв между лидерами зрительского интереса и просто участниками чемпионата. В сумме испанские клубы получили €600 млн, но из них по €140 млн достались «Реалу» и «Барсе»! Это самые крупные получатели телевизионных футбольных доходов в мире. Если бы и в Испании был пул, то, скажем, «Малага» или «Хихон» наверняка заработали бы больше €12 млн за год. Но эти €12 млн и есть истинный финансовый показатель зрительского интереса к таким командам. Интерес этот вспыхивает два раза в год, когда эти клубы играют против «Барселоны» и «Реала», — тогда на них с удовольствием смотрит уже вся страна.

По испанской модели жили и итальянцы. В Италии тоже есть великие клубы, за которые болеют не только в родных городах, но и по всей стране, у них есть фан-клубы по всему миру. «Милан», «Интер», «Рома» известны любому болельщику. А за «Ювентус», по статистике, в Турине болеют даже меньше, чем в остальной Италии. Эти клубы совершенно не хотели делиться деньгами с «Кьево» или «Кальяри». В результате «Юве» получал от Mediaset Сильвио Берлускони почти €110 млн, «Интер» и «Милан» по €90 млн, «Рома» — €65 млн, а остальные по нисходящей вплоть до сумм меньше €10 млн! А в целом доходы итальянцев уступали только английским — почти €900 млн на всю Лигу кальчо!

Однако в этом году все изменится. Италия решила пойти по общеевропейскому пути и ввести «социальную ответственность» больших клубов перед малыми. Но у итальянцев иная формула дележа: 40% доходов поделят поровну на всех, еще 30% распределят в зависимости от достижений за несколько последних сезонов и «спортивных традиций» (у нас, например, славное своей историей московское «Динамо», давно ничего не выигрывавшее, получило бы по итальянской формуле прибавку за «традиции»). Оставшиеся 30% распределят в зависимости от популярности команд. Эту популярность вычислят три социологические службы, учтя при этом численность населения городов. Исходя из такой многоликой формулы трудно понять, насколько изменятся доходы итальянских клубов, но очевидно, что титанам придется ужаться, а карлики обогатятся.

Таким образом, капиталистическая футбольная Европа, если не считать испанцев, делит телевизионную прибыль почти по-социалистически! В России ситуация, как обычно, особая. Но грядут перемены. Как раз в конце нынешнего сезона завершается действующее соглашение с НТВ-Плюс, споры вокруг нового договора были очень жаркими. Впрочем, подробности — в отдельном материале.  

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться