Наша «Мараша» | Forbes.ru
$59.16
69.5
ММВБ2157.2
BRENT63.95
RTS1148.63
GOLD1242.82

Наша «Мараша»

читайте также
+51 просмотров за суткиЛицом в грудь. Миллиардера Брэнсона обвинили в сексуальном домогательстве «С рок-концерта на биржу». Как сложилась история успеха Ричарда Брэнсона +7 просмотров за суткиРичард Брэнсон: «Я делал самые безумные и сумасбродные вещи, чтобы заявить о своих компаниях» Часы для Квята: Casio посвятила часы команде российского пилота Формулы-1 +1 просмотров за суткиВписаться в поворот: как миллиардеры зарабатывают на «Формуле-1» +51 просмотров за суткиИнстаграм миллиардера: сетевая жизнь списка Forbes +68 просмотров за суткиКосмическая «гонка» миллиардеров: на что делают ставку Маск, Безос и Брэнсон Стивен Хокинг отправится в космос на корабле Ричарда Брэнсона Беговой клуб: зачем миллиардер Ричард Брэнсон инвестирует в спортивные фестивали +7 просмотров за суткиКак тренируются Брэнсон, Цукерберг и другие миллиардеры +3 просмотров за суткиВышел январский номер Forbes +2 просмотров за суткиВсе о технологиях продления жизни — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +1 просмотров за суткиВышел декабрьский номер Forbes Все об Алексее Улюкаеве — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +1 просмотров за суткиСергей Романчук: "Если вы не знаете, откуда изымается прибыль, то, скорее всего, ее делают на вас" +1 просмотров за суткиЖизнь после «Копейки». Александр Самонов возвращается в ритейл Все о выборах президента в США — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Все о проблемных банках — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Вышел ноябрьский номер Forbes Все о бриллиантах — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +4 просмотров за суткиУ Трампа за пазухой: зачем звездам и политикам собственные отели
Новости #Marussia Motors 15.11.2010 16:22

Наша «Мараша»

Антон Орех Forbes Contributor
Marussia Николая Фоменко выкупила долю в Virgin Racing. Значит ли это, что в «Формуле-1» появится российская команда?

Относительно проекта Marussia (по-русски – «Маруся», но в мире она будет, конечно, «Мараша») есть две точки зрения — восторженная и саркастическая. Восторженная в эти дни взяла верх и теперь многие слышали о том, что вслед за первым гонщиком из России и первым этапом чемпионата мира, в «Формуле-1» появится и «первая российская команда».

А что же произошло на самом деле?

Два года назад Marussia, основанная многогранным Николаем Фоменко, политтехнологом Ефимом Островским, заслуженным конструктором и автомобильным функционером Игорем Ермилиным и некоторыми другими менее известными широкой публике людьми, начала сотрудничать с фирмой Cosworth, производящей гоночные двигатели. Эта же фирма поставляет моторы и команде Virgin Racing, принадлежащей миллиардеру, неформалу, экстремалу-рекордсмену Ричарду Брэнсону. И через Cosworth «Маруся» уже в этом году попала в «Формулу-1». Для многих это, возможно, станет сюрпризом, но конюшня весь год откатала с надписью Marussia на носовом обтекателе! Просто команда эта настолько слабая, что в ходе телетрансляций попадала в кадр разве что во время аварий. И в смысле продвижения бренда не менее эффективным было простое личное общение потенциальных покупателей с Фоменко, посещавшим этапы Гран-при и представлявшим свой будущий автомобиль.

В то время не делалось большого секрета из того, что участие в «Формуле» — именно имиджевый проект. Но и теперь в этом смысле практически ничего не изменилось. Кроме одного: слово Marussia на будущий год появится в официальном названии команды. И этим ее русскость ограничится. Пообщавшись с автоэкспертами, выяснил некоторые приблизительные детали сделки. Именно приблизительные, потому что в «Формуле-1» точные суммы фигурируют редко. Но важен порядок. Так вот, выкупила Marussia, скорее всего, долю Virgin Racing, принадлежавшую банку Lloyds (около года назад банк вложил в эту конюшню £10 млн). Заплачено вряд ли сильно больше €10 млн (по данным The Financial Times, €12 млн). И это типичный контракт о титульном спонсорстве. Между прочим, у нас постоянно путают понятия титульного и генерального спонсора. Титульный спонсор — тот, чье имя появляется в «титуле», то есть в названии. Что с Marussia и произойдет. Никакого иного участия России в команде почти наверняка не будет. Даже после «покупки» «Марусей» Virgin Racing никто из россиян не вошел в ее руководство, она как ездила, так и продолжит ездить по английской лицензии. Нам даже не позволили поменять раскраску болида.

А в инженерном плане России пока просто нечего предложить «Формуле-1»! «Формула» — это технологии реально космического уровня, но при этом технологии именно автомобильные. Мы и «жигули»-то строить не научились, «Калина» и «Приора» вызывают лишь сострадание, а тут сразу «Формула-1». Думаю, в России нет инженеров и конструкторов, способных завтра начать работать в Marussia Virgin Racing. И кстати, о том же говорят скептики, когда сомневаются в качестве дорожных «Марусь». Ведь тут не просто спроектировать надо — надо еще и собрать на высочайшем уровне. А сборкой суперкаров никто никогда у нас и близко не занимался, и рабочих приходится обучать по ходу дела. А те, кто обучает, сами бы с удовольствием поучились.

Единственное, чем мы можем помочь «русской команде», — это деньгами. Для сведения, затраты в «Формуле» таковы, что бюджет €250-300 млн не считается очень большим. Говорят, что летом шли активные переговоры о продаже команды Renault неким россиянам с последующим переименованием конюшни в «Ладу», и там говорили как раз о €300 млн. Сделка не состоялась. Но хотелось бы обратить внимание и на то, что €300 млн — это почти три бюджета питерского «Зенита», самого богатого российского футбольного клуба (если верить опять-таки кулуарной информации о вливаниях «Газпрома» в свой клуб).

Вряд ли Фоменко и Ко способны обеспечить бюджет больше, чем «Газпром». Это значит, что Virgin Racing не взлетит к вершинам за наш счет. Брэнсон ввел в команде режим строжайшей экономии, и ее бюджет не превышал смешных €50 млн (примерно столько, сколько вкладывают в московский «Спартак»). И теперь ничего ровным счетом не изменится. Marussia Virgin Racing будет ехать в хвосте пелотона. В этом году она не набрала ни одного очка, и станет чудом, если очки теперь появятся. Мне бы не хотелось, чтобы Виталий Петров, или Михаил Алешин, или еще кто-то из наших неплохих гонщиков попал в этом сезоне в «российскую команду». На данный момент это лучший способ потерять время или вовсе подорвать карьеру. Хотя для Marussia это лучший, чем прежде, способ продать свои автомобили — дай бог им оказаться действительно хорошими машинами.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться