Сергей Собянин: один год в кресле мэра | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Сергей Собянин: один год в кресле мэра

читайте также
+76 просмотров за суткиКина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» +8 просмотров за суткиТендер для одного: подряды по парку «Зарядье» на 9,5 млрд рублей достались малоизвестной компании +5 просмотров за суткиПри Лужкове такого не было. Бывший мэр Москвы рассказал Forbes о парке Зарядье и переселении москвичей +34 просмотров за суткиПервая волна. Собянин утвердил 210 площадок для переселения в рамках реновации Дорогая моя столица: город потратит полмиллиарда рублей на фейерверки, артистов и разгон облаков Культура и отдых: может ли драка в парке Горького уничтожить бренд От Кузьминок до Арбата: в итоговый список программы реновации вошли 5144 дома Субститут Европы: как московская плитка помогает привлекать туристов Налоговые льготы: фонд реновации хотят освободить от налога на прибыль и НДС +6 просмотров за суткиУрбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц «Очень дорогие проекты»: ФАС выявила нарушения в программе «Моя улица» на 4 млрд рублей Реновация или деградация: кому на пользу новый закон? Триллионы инвестиций и политическая проблема. Госдума окончательно утвердила закон о реновации Исправленному верить? Проект закона о реновации прошел второе чтение в Госдуме +13 просмотров за суткиПод снос. Все о программе реновации в Москве Собянин и Лужков: как различаются программы реновации двух московских мэров «Операция реновация»: большевистские методы в эпоху частной собственности Сергей Собянин о сносе пятиэтажек: «У нас жилья на одного человека меньше, чем в Токио» Большая реновация: Сергей Собянин утвердил списки пятиэтажек под снос Закон о сносе пятиэтажек: Собянин спасает бюджет и надеется на инвесторов Итоги приватизации. Как квартирный вопрос испортил москвичей
Новости #Власть 20.10.2011 19:58

Сергей Собянин: один год в кресле мэра

Алексей Петяев Forbes Contributor
Сергей Собянин фото Итар-ТАСС
Эксперты о том, чем им запомнились 365 дней из жизни московского градоначальника

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

Во-первых, при Собянине проводится более осмотрительная градостроительная политика. Агрессивная застройка центра города и транспортных узлов, которая продолжалась последние 15-18 лет, стала гораздо менее бурной.

Выдвигаются вполне разумные, не такие, как раньше, программные декларации, в частности, в близкой мне сфере развития транспортной системы города. Часть из них уже реализовывается, правда, не всегда системным и глубоким образом. Но сдвиги эти обозначились.

Однако при этом надо учитывать, что за прошедший год, независимо от Собянина, Лужкова или Папы Римского, в Москве прибавились очередные 300 000 автомобилей. И сейчас мы перешли отметку в 4,2 млн автомобилей, а года через полтора перейдем отметку в 5 млн. В этой ситуации нужны гораздо более резкие меры, чем те, что принимаются сейчас. Однако они вряд ли возможны в ситуации двух подряд больших выборов.

У меня было одно единственное ожидание, которое Собянин оправдал в полной мере. Юрий Михайлович был фантазер и креативщик — он мог прийти на заседание правительства и сказать: мы поворачиваем Садовое кольцо против часовой стрелки, а северные реки — на юг. Собянин в отличие от него является грамотным чиновником, он не фантазер, по крайней мере не в таких масштабах. И это очень хорошо, потому что, когда мэр города является изобретателем-рационализатором — это страшно.

Виктор Гусев, спортивный комментатор

Дело у Собянина довольно сложное, в чем-то неподъемное. Но, на мой взгляд, он соответствует своему посту и пытается что-то делать. Взять хотя бы полосы для общественного транспорта. Это хорошее дело, и если бы еще люди соблюдали здесь порядок, было бы вообще замечательно. Я бы не сказал, что я заметил какие-то существенные изменения в ситуации с пробками, но, по крайней мере, в этом направлении имеется какое-то движение.

Борис Немцов, политик

Итоги мэрства Собянина я оцениваю на тройку с минусом.

Главная проблема Москвы — это воровство и коррупция. При Собянине кое-что изменилось, поскольку сам он напрямую в этих схемах пока еще не замечен. Тем не менее один факт, на мой взгляд убийственный для него, явно попахивает масштабной коррупцией. Я имею в виду тайную продажу без аукциона акций Банка Москвы. Факт того, что человек начал распродажу городской собственности с такой закрытой полукриминальной приватизации, настораживает.

Хорошая новость в том, что людей в мэрии поменяли, пришли новые. Неплохая новость и в том, что он, хоть и не всегда успешно, занимается городским хозяйством, в частности дворами. На мой взгляд, затея с тем, чтобы перевернуть город вверх ногами, замостив все плиткой, достаточно капиталоемкая и кто-то здесь заработает. По-моему, для московского климата и качества строительства это достаточно сомнительная идея, если не сказать — вредная.

Самая главная его системная проблема в том, что он никакого отношения к москвичам не имеет, он ими не избран и от них не зависит. Он зависит только от федерального центра, а значит, и работает только для удовлетворения амбиций чиновников.

Что касается политического климата в столице, то он как был отвратительным, так и остался: запреты на проведение акций оппозиции, участие ОМОНа. Конечно, здесь роль Собянина не является ключевой, но если бы он занял принципиальную конституционную позицию, то с ним были бы вынуждены считаться. Но он просто подчиненный Суркова, Путина и Ко. и тупо выполняет их волю.

Так что общая оценка – три с минусом.

Игорь Трунов, адвокат

Дороги стали чище, и машину я мыть стал реже. То есть город стали лучше убирать — это положительный момент. Но при этом заново перерыли все тротуары, поставили какие-то странные бордюры, и есть разговоры о том, что близкий круг нового мэра любит этим делом заниматься. Это не очень позитивная новость.

Но в общем перемен в ситуации, вызванной эйфорией от назначения нового мэра, конечно, не произошло. Надежды на то, что на смену коррупционному мэру придет другой человек и что-то капитально поменяется, к огромному сожалению, не оправдались. Проблема в том, что команда в основной своей массе осталась на местах. Новый мэр при всем своем положительном энтузиазме и рвении по-прежнему действует в старом механизме. А весь этот механизм был выстроен по коррупционным схемам. И рассчитывать на то, что в этой ситуации за год может произойти что-то кардинально новое, невозможно.

Также не оправдались ожидания по улучшению транспортной ситуации в городе. Остались все те же пробки, даже стало немного хуже, но глаза это пока не режет.

Зураб Церетели, скульптор, президент Российской академии художеств

Люди искусства все в восторге. Очень правильно Собянин начал шагать через искусство. Во-первых, он помогает тем, кто создает музейные ценности, это важнейший момент. Для людей всех возрастов еще один приятный момент — создан музей современного искусства. Там есть эскизы, которые дети держат в руках, видят на бумаге контур и начинают рисовать. В результате у детей развивается фантазия, и через искусство поколение становится здоровым.

Чудными в Москве становятся дороги, старинные здания не ломаются, а воссоздаются. Как раньше и Питер, и Москва развивались, отталкиваясь от искусства, такая эпоха началась и теперь. Такое впечатление, что мы находимся в Петровской или Екатерининской эпохе. И каждый человек уже начал мыслить через искусство. Очень приятный сегодня день — солнце в Москве, люди улыбаются, добрые лица, добрые глаза. У людей перестраивается мышление. И надо показать всему миру, что самые добрые люди живут в Москве. И это я сейчас почувствовал.

Что касается нашего взаимодействия с Собяниным, то уже при нем я выиграл конкурс на создание памятника Пастернаку. Этот памятник уже почти готов. Сейчас объявлен конкурс на создание памятника Петру Столыпину, в котором я участвую.

Илья Осколков-Ценципер, вице-президент Yota

Я испытываю осторожный оптимизм по поводу Собянина по той причине, что хуже, чем было при Лужкове, быть не может. Все как-то пришло в движение, при этом, конечно, допускается много ошибок. Но я надеюсь, что новые власти чему-то учатся в процессе. И это, наверное, главное достижение этого года.

Важно, что перестали приниматься какие-то шаги по изменению городской структуры, остановлено массовое разрушение памятников. То, что произошло с Парком Горького, даже представить себе было нельзя при старом руководстве. Занялись общественным транспортом. Все это не может не радовать.

Что плохо? Делается все впопыхах, иногда без должного анализа. Так, что хочется остановиться и понять, что мы, собственно говоря, делаем.

Григорий Ревзин, архитектурный критик

В этот год Собянин выступал как ликвидатор. Московский градостроительный комплекс разрушен. Он остановил те негативные процессы, которые происходили, — сносы старинных зданий, бездумную застройку центра и т. д. Но сказать, что возникло что-то новое, сложно. Кроме парков я пока ничего не увидел. Новой градостроительной политики не получилось. Притом что планируется расширение Москвы в два с половиной раза — это огромный территориальный успех, но сказать, что у нас есть ясная повестка дня для этих территорий, пока не представляется возможным.

У меня по поводу Собянина двойственная позиция. С одной стороны, я видел, как город сознательно разрушается в результате строительных действий при Лужкове. И в этой части Собянин мои ожидания оправдал. С другой стороны, я все-таки в определенной степени представляю московских архитекторов, а их за это время просто уничтожили. Им не предложили ничего нового, чтобы они стали работать как-то по-другому. Про них просто забыли. За год в Москве ничего, что представляло бы собой какую-то архитектурную составляющую, не построено, достроено только два здания и все. Когда уничтожается архитектурная школа, становится грустно.

Нельзя сказать, что это какая-то большая вина Собянина — это естественное следствие разрушения лужковского градостроительного комплекса. Но, конечно, хотелось бы, чтобы он предложил вместо этого что-то другое. А этого пока не видно.

Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко»

Пока, к сожалению, Собянин не совершил никаких прорывов, обещанных им год назад. Транспортная ситуация не меняется, пробок стало больше. Решения, которые принимаются в этой сфере, приводят к еще большим пробкам. К примеру, выделение полос для общественного транспорта в отрыве от других необходимых мероприятий привело к усугублению транспортной ситуации.

Что-то положительное можно заметить во дворах, где производится благоустройство, и в подъездах, где проводится косметический ремонт, но непонятно, долгосрочная это политика или просто предвыборный пиар.

Был ряд совершенно непонятных мероприятий, например замена асфальта плиткой. Никто так и не объяснил, зачем это нужно, а на это потратили полмиллиарда долларов! При этом многие москвичи недовольны новым покрытием.

Были не очень понятные решения в области отношений с малым бизнесом: неправовой подход к расторжению договоров аренды, всем известная ситуация с ларьками, рекламщиками, дорожные растяжки которых просто посрывали.

Наверное, пока стало меньше коррупции. Но система, которая порождает коррупцию, созданная еще при Лужкове, в полном объеме сохранилась. Это сверхцентрализованная бюрократия, которая не подверглась никаким сокращениям, а просто была заменена часть чиновников. Это отсутствие контроля со стороны Мосгордумы, которая остается карманной. Отсутствие контроля со стороны местного самоуправления, которое остается крайне урезанным и фиктивным. Собянин ничего из этого менять не собирается. А это значит, что сохраняются предпосылки коррупции, которая и сейчас продолжается на низовом уровне (поборы с малого бизнеса и т. д.).

По малому бизнесу сохраняется лужковская система его подчинения при помощи механизма аренды. Закон, о том, что малый бизнес может получить в собственность в приоритетном порядке арендуемые им у города помещения, принятый на федеральном уровне, при Лужкове вообще был заблокирован и не выполнялся. Сейчас он в ограниченном объеме Собяниным применяется, но таким образом, чтобы не допустить никаких поблажек для малого бизнеса и оставить большую часть этих площадей в собственности города. Сроки выкупа установлены в один год, и вряд ли какой-то малый бизнес справится с выкупом этих площадей.

Меньше стало строительных скандалов, но это во многом результат отсутствия у застройщиков денег, что связано с кризисом двухлетней давности. Гласность в обсуждении строительных проектов понизилась по сравнению с Лужковым. При Лужкове хотя бы действовала комиссия во главе с главным архитектором, на которой жители могли обосновать свои претензии к строительным проектам. Сейчас такой комиссии и такой гласности тоже нет.

Собянин проповедует стиль управления жестко-административный при нулевом уровне взаимодействия с обществом. «Я сам все знаю, что делать, где чего строить, где что развивать и ни в каких мнениях москвичей по этому поводу не нуждаюсь» — вот как со стороны выглядит идеология Собянина.

Олег Митволь, бывший префект Северного АО Москвы

Я думаю, итоги первого года Собянина на посту мэра подведут москвичи на выборах, поскольку он возглавляет московский список «Единой России». И эти результаты можно будет сравнить с результатами «Единой России» на выборах в Мосгордуму в 2009 году. Тогда уже можно будет сделать какую-то оценку.

Из плюсов можно отметить значительное увеличение финансирования. В связи с тем что Собянин смог установить рабочий контакт с федеральными органами власти. Что, в первую очередь, связано с прежним местом работы Собянина — он был главой аппарата правительства. Раньше Департамент образования вообще не мог найти контакт с Министерством образования, за счет чего московские школы не участвовали в федеральных программах. То же касалось и Департамента здравоохранения. Сейчас уже все по-другому. И деньги из бюджета стали поступать в город в действительно большом количестве. Например, поступления из федерального бюджета на ремонт дорог увеличились более чем в два с половиной раза.

Но при этом есть и вопросы. Например, выделение полос для общественного транспорта без какого-либо анализа ситуации. Я что-то не слышал, чтобы кто-то рассчитывал транспортные потоки, перед тем как принимать решение о 300 км выделенных полос. Что привело в итоге к полному транспортному коллапсу в столице. К минусам также можно отнести изменение границ города, о котором у москвичей почему-то никто не спросил. Ну а чего больше – плюсов или минусов — узнаем 5 декабря

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться