Всерьез и ненадолго

Пока сделка со Сбербанком и Magna не заключена, General Motors успеет неплохо сэкономить на таможенных пошлинах

Продавать или не продавать Opel российскому Сбербанку и Magna, его канадскому партнеру, General Motors решит только 3 ноября. Но российское производство немецкой марки уже началось. В понедельник в Калининграде на мощностях компании «Автотор» была запущена сборка автомобилей Opel Astra и Opel Zafira. General Motors и «Автотор» в равных долях вложат в проект €51 млн. Причем €39 млн уже освоено. Планируется, что в будущем году предприятие выпустит 25 000 автомобилей Astra и 6000 Zafira. Пока это будет отверточная сборка из ввозимых автокомплектов, но к 2011 году на «Автоторе» обещают наладить и сварку кузовов. Калининградское предприятие будет получать фиксированную плату с каждого собранного комплекта и отдавать машины на реализацию General Motors. На таких условиях «Автотор» уже собирает Chevrolet, Cadillac, Hummer, Kia и BMW.

В Калининграде будут выпускаться автомобили нынешнего модельного ряда Opel, а между тем уже в 2010 году в продаже появится следующее поколение Astra. Вскоре обновится и Zafira: премьера нового поколения назначена на 2012 год. Понятно, что потребители предпочтут «старым» калининградским новые Opel. «Шансы у калининградских Opel есть, но только если их цена будет гораздо ниже, чем у Opel следующего поколения», — считает Дмитрий Гулин, административный директор компании «Автомир». GM уже имеет крайне неудачный опыт сборки в России. В сентябре 2004 года на СП «Джи-Эм — АВТОВАЗ» начали делать Chevrolet Viva — модель Opel Astra, которую выпускали в Германии с 1998 по 2004 год. Причем «обрусевший» Opel предлагали практически по цене импортных Astra нового поколения. В марте 2008 года производство с позором закрыли — за четыре года было продано всего несколько сотен машин.

По словам представителя Opel в России Константина Коростова, калининградские автомобили немецкой марки будут продаваться по ценам, близким к нынешним, никакие скидки не предусмотрены. И это при том, что «Автотор» работает в режиме Калининградской особой экономической зоны — ввозимые автокомплекты не облагаются пошлинами и НДС, а если местная составляющая в цене автомобиля достигает 30% его стоимости, он, также в льготном режиме, вывозится в «большую Россию», где и продается. Отнять льготы у «Автотора» конкуренты пытались уже не раз, но успеха не добились. А 30-процентная составляющая загадочным образом достигается «Автотором» и при отверточной сборке.

Долгосрочных перспектив у сборочных проекта явно нет, и едва ли дело дойдет до сварки кузовов. Но пока новое поколение Astra не появилось, опелевская продукция «Автотора» может найти спрос. Сегодня Opel Astra седан можно купить у московских дилеров за 500 000 руб., цена Zafira начинается от 720 000 руб. При таких ценах и заявленных объемах выпуска в Калининграде на таможенных пошлинах (30% от стоимости) и НДС (18%) General Motors за год сэкономит около $290 млн. Мнения покупателей Opel, Сбербанка и Magna, насчет калининградского проекта GM, судя по всему, никто не спрашивал. Как заявил президент GM по России и странам СНГ Крис Габби, продажа немецкого автоконцерна Opel консорциуму Magna и Сбербанка ни юридически, ни практически не отразится на планах концерна в России. Отверточная сборка Opel в Калининграде Сбербанку понравиться никак не может. Беспошлинный Opel от «Автотора» плохо вписывается в планы Германа Грефа создать в России завод Opel европейского уровня. Но сделка еще не заключена, а если и состоится, на строительство полноценного российского завода потребуется время. Тем временем General Motors пользуется возможностью выжать из марки Opel максимум.

Новости партнеров