«Патриот» для прикрытия

Иван Просветов Forbes Contributor
Что на самом деле будет выпускать первый в России автозавод на Дальнем Востоке, торжественно открытый Владимиром Путиным

Во вторник во Владивостоке заработал первый российский автомобильный завод за Уралом. На открытие предприятия, построенного компанией Sollers (бывшая «Северсталь-авто», производитель УАЗов и сборщик нескольких иностранных марок), специально приехал Владимир Путин. Гендиректор и основной владелец Sollers Вадим Швецов показал ему собранный на заводе UAZ-Patriot. Премьер-министр лично протестировал машину и заявил, что нужно развивать собственную страну, а не «дядю за морем».

На самом деле сборочная линия «Sollers — Дальний Восток» строится совсем не для выпуска УАЗиков. Ранее Вадим Швецов и сам не раз говорил, что предприятие строится для сборки иномарок — корейских внедорожников SsangYong и японских грузовиков Isuzu, лицензия на производство которых есть у его компании. «О производстве УАЗов во Владивостоке речи не идет, — рассказал Forbes дальневосточный бизнесмен, хорошо знакомый с проектом. — Сделанный там UAZ-Patriot фактически был собран специально для Берлускони».

Дело в том, что еще в октябре на встрече с Путиным итальянский премьер-министр пообещал купить один из первых автомобилей, выпущенных во Владивостоке, если завод заработает до конца года. По сведениям Forbes, пробная партия SsangYong (около 10 машин) там уже собрана. Но, похоже, предлагать Берлускони корейский внедорожник показалось руководству Sollers непатриотичным, особенно в присутствии российского премьера: в этом году компания получила от Внешэкономбанка кредит в 5 млрд рублей, треть которого пошла на дальневосточный проект.

Завод во Владивостоке Sollers построила на пустующей территории судоремонтного «Дальзавода». На новую площадку было перевезено оборудование для сборки SsangYong и Isuzu с предприятий компании в Набережных Челнах и Елабуге. Соответственно сюда переносится вся «отверточная» сборка корейских автомобилей Sollers (в дальнейшем планируется наладить и сварку кузова). Благодаря близости производства к стране-поставщику машинокомплектов в Sollers рассчитывают сэкономить на себестоимости автомобилей как минимум 5%. Однако могут возникнуть проблемы со сбытом.

Предполагается, что продукция «Sollers — Дальний Восток» будет поставляться дилерам компании по всей России. Спрос на корейские марки на Дальнем Востоке весьма невелик, ведь рядом Япония. Корейские машины занимают здесь не более 1% рынка, говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Еще в октябре на пресс-конференции во Владивостоке Вадим Швецов говорил, что при объеме производства завода 30 000-60 000 автомобилей в год (после выхода на полную мощность) компания рассчитывает продавать в Приморье не более 2000 в год. Если же везти готовые автомобили в другие российские регионы, вся экономия на доставке комплектующих сойдет на нет. Но каковы бы ни были продажи, задачу продемонстрировать промышленное развитие региона завод выполнит — кредит Внешэкономбанка дан в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока.

Новости партнеров