С чего должен начать новый мэр Москвы?

Олег Митволь, Марат Гельман, Михаил Блинкин, Аркадий Новиков, другие политики, бизнесмены, чиновники ставят задачи столичному градоначальнику

Во вторник по всей Москве были 10-балльные пробки — город стоя провожал бессменного мэра, шутили в Twitter. Юрий Лужков «отрешен от должности», а проблемы, накопившиеся за 18 лет его пребывания у власти, остались в наследство новому столичному начальнику. Известные общественные деятели и бизнесмены рассказали Forbes, с чего, на их взгляд, придется начать свою работу преемнику Лужкова.

Никита Белых, губернатор Кировской области

Я считаю, что главная и первостепенная задача нового мэра — восстановить доверие к власти. К Юрию Михайловичу не было особых претензий как к хозяйственнику или управленцу. Основные проблемы и вопросы были связаны с коррупцией в системе власти и с огромным состоянием, которое сумела заработать жена мэра за время его правления. Надо понимать, что сейчас общество уже скептически настроенно в отношении нового кандидата. Поэтому первое, что он должен сделать, — это вернуть доверие как к должности мэра, так и к власти в целом.

Олег Митволь, бывший префект Северного административного округа Москвы

Должность мэра Москвы — это очень многогранная работа, которую можно подразделить на проблемы первого порядка, второго и третьего. К сожалению, на сегодняшний день проблем первого порядка накопилось слишком много. Самой сложной, несомненно, является трафик. Так же остро стоит вопрос нехватки детских садов. Правительство Москвы уже предложило план, рассчитанный до января 2012 года. Если его продолжить, то, возможно, с этой проблемой можно будет справиться. Но потом сразу встанут аналогичные вопросы по школам и медицинским учреждениям. Все это проблемы первого порядка, и новому мэру их надо будет решать срочно.

Аркадий Новиков, ресторатор

Возможно, скажу банальность, но, на мой взгляд, первое из лужковского наследия, с чем должен начать бороться новый мэр, — это пробки, от которых сейчас задыхается город. Второе и не менее важное — это разросшаяся бюрократия. Вот это, на мой взгляд, и есть первостепенные задачи.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

На мой взгляд, институт подготовки решений — это первое, что понадобится новому мэру. Масса московских решений, начиная с «исторического» постановления о транспортно-пересадочных узлах, которое убило транспортные узлы Москвы, и заканчивая конкретными проектами, такими как строительство торгово-развлекательных комплексов на площади Белорусского, Курского, Киевского и Павелецкого вокзалов, различных станций метрополитенов и так далее, принимались волевым порядком. Просто потому, что Юрий Михайлович считал, что так нужно. Эту систему необходимо менять, оставляя как можно меньше волевых решений, заменяя их на серьезные, профессиональные обсуждения, с точным подсчетом и экспертизой.

Второе, что необходимо сделать, — отправить в библиотеку Политехнического или любого другого музея абсолютно неработающий Генплан Москвы. Вопрос не в том, плох этот план или хорош, а в том, что Москве не нужны фантазии и показуха, которых в нем слишком много. На сегодняшний день существует множество абсолютно реальных проблем, которые нужно решать. Одна из них — создание реального плана развития московской агломерации. Новый мэр Москвы должен говорить с Громовым, если его тоже не заменят в ближайшее время, и составлять такой план на ближайшие 15–20 лет. Сегодняшние нестыковки между Москвой и Москвовской областью принимают уже анекдотический характер и приводят к появлению нескольких Ленинградок.

Артур Маркарян, генеральный директор компании «СПб Реновация», экс-глава корпорации «Главстрой»

Я считаю, что в первую очередь новый мэр Москвы должен решить наболевшую транспортную проблему.

Причем решать эту проблему надо комплексно, ведь она касается не только автомобилей, но и общественного транспорта, и строительства.

Марат Гельман, искусствовед, публицист, политтехнолог

В первую очередь новый мэр должен отменить Генплан Москвы. Времени до 2011 года осталось мало, а ведь еще нужно собрать всех лучших экспертов, в том числе и зарубежных, и разработать новый Генеральный план развития города. Это первая и самая острая задача. Вторая задача — попытаться разрушить коррумпированные схемы, на которых стоят сегодня все московское управление и власть. Если первую задачу можно выполнить относительно легко (для этого нужна лишь политическая воля, правильное управление и профессионализм), то вторая задача требует плотного сотрудничества с федеральной властью. Поэтому одно из важных требований к будущему мэру Москвы — он должен быть в плотном контакте с президентской властью. Третья глобальная проблема — надо решить вопрос так называемой Большой Москвы. У нас Москва не развивается, потому что есть два субъекта Федерации — Москва и Московская область. Всем понятно, что это должен быть один субъект. В 1993 году Большую Москву разделили на два субъекта, и она перестала развиваться нормально. Из-за конфликта между Лужковым и Громовым к этому вопросу никто не приближался. Поэтому нужно решить вопрос создания Большой Москвы — как единого субъекта (не обязательно политического), организма, связанного единым Генпланом, единой экономической стратегией развития.

Максим Ноготков, владелец группы компаний «Связной»

Во-первых, новый мэр, на мой взгляд, должен создать полную прозрачность в отношении всего, что касается московского девелопмента. Во-вторых, решить вопрос московского транспортного коллапса. В-третьих, я считаю, он должен обратить свое внимание на зеленые зоны, которые еще остались в центре Москвы, в том числе на Нескучный сад. В-четвертых, мне бы хотелось видеть изменения в архитектурном облике столицы.

Алексей Голубович, председатель Совета директоров ОАО «Арбат Капитал Менеджмент»

Первоочередными задачами нового мэра будут подготовка к зиме и финансирование бюджета. Целесообразно начать с того, чтобы предотвратить бегство ключевых менеджеров и специалистов, которое может привести к срыву отопительного сезона, перебоям в финансировании. Одновременно придется провести кампанию в СМИ по повышению уровня доверия к городской власти. После этого, думаю, следует заняться в первую очередь подготовкой законодательных актов по повышению прозрачности системы сдачи в аренду и продажи земли и имущества города, формирования бюджета. Необходимо срочное сокращение бюджета за счет ненужных и не первоочередных проектов. Все высвободившиеся бюджетные средства следует направить на повышение оплаты врачей, учителей и ряда других работников социальной сферы города (а пообещать это необходимо уже в ближайшее время). Следует также пересмотреть Генплан и заменить его главных разработчиков зарубежными специалистами в современном проектировании больших городов. Ну а ради решения жутких эстетических и транспортных проблем города основных московских архитекторов вообще стоит заменить итальянцами, а проектировщиков дорог — немцами (тем более что их услуги обойдутся дешевле работы «наших»). Чтобы все это стало возможным, новому мэру придется добиваться выбора на места большинства депутатов Гордумы людей, способных к дискуссии и заинтересованному обсуждению серьезных городских проблем. Не политических, конечно.

Алексей Каира, генеральный управляющий сети «Шоколадница»

Я думаю, что у нового мэра Москвы будет много первостепенных задач, решения которых от него будет требовать общество. Проблемы предпринимателей, такие как необходимость получать несчетное количество разрешений от чиновников разного уровня для начала нового или расширения имеющегося бизнеса, — это скорее второстепенная, но важная задача, и очень хочется верить, что и ее в свое время удастся решить новому мэру.

Аркадий Мурашов, бывший начальник ГУВД Москвы, глава консалтинговой компании EPPA Russia

Можно называть множество различных проблем, которые новый мэр Москвы должен будет решить в первую очередь, но для меня, как для жителя Москвы, первостепенной и наиболее важной является транспортная проблема.

Новости партнеров