«Аватар» и «Волкодав» встретились в Китае

Китай изголодался по иностранному кино: в мировом бокс-офисе «Аватара» страна на четвертом месте. Российские фильмы там тоже неплохо продаются

Джеймс Кэмерон скоро побьет собственный рекорд. Вышедший на экраны чуть более месяца назад фильм «Аватар» уже собрал в мировом прокате $1,686 млрд (данные на 22 января). Всего на $157 млн меньше, чем собрал его «Титаник» за все годы проката. Треть мировых сборов принесли американские зрители, в лидерах зарубежного проката Россия ($89 млн), Германия ($86 млн), Великобритания ($81 млн). А на четвертом месте — Китай, собравший $76 млн. В сборах вышедшего 12 лет назад «Титаника» Китай занимал лишь десятую строчку. Киноиндустрия Поднебесной в последние годы растет как на дрожжах, и страна занимает в мировом кинобизнесе все более значительное место. Гигантский китайский рынок заинтересовал и российских игроков.

Толчок его развитию дала принятая 7 лет назад государственная программа поддержки кинематографа. Последние пару лет в стране каждый день появляется два новых киноэкрана. Сейчас их уже 4700, причем 750 из них работают в 3D-формате.

Еще быстрее растут кассовые сборы. С 2004-го они ежегодно увеличивались на четверть, а в прошлом году прирост составил почти 50%. Любители кино оставили в кассах более $900 млн. При этом мировой бокс-офис за 2009 год вырос лишь на 10%, до $10,6 млрд. Известный китайский режиссер Фэн Сяоган прогнозирует, что через пять лет кассовые сборы в Китае вырастут до $4,4 млрд — это почти половина нынешнего мирового рынка.

Китай защищает свою киноиндустрию, и до недавнего времени на рынок выпускалось всего 20 иностранных картин в год. Под давлением ВТО Китай обещал в 2010 году увеличить эту цифру до 60. Местных фильмов в прошлом году было снято 450. Но китайцы тянутся к иностранному кинематографу: в прошлом году на иностранные ленты в китайском бокс-офисе пришлось около половины всех сборов. Если смотреть на итоги каждого года в отдельности, в десятке самых кассовых фильмов оказывается немало китайских. Бокс-офис последних двух лет возглавляли первая и вторая части исторического фильма Джона Ву «Битва у Красной скалы», который повествует о величайшем сражении эпохи Троецарствия. Далее, после «Трансформеров», в 2009 году в порядке убывания популярности следуют китайская комедия, мелодрама и приключенческий фильм.

Но если учитывать сборы за все годы показа, иностранные ленты всегда впереди: более десяти лет лидером китайского проката был «Титаник», которого в прошлом году сменил «2012». А «Аватару» на то, чтобы побить рекорд предшественников, потребовалось всего две недели.

Пока что квоты и жесткая государственная цензура в Китае отпугивают многих иностранцев. Но на деле оказывается, что попасть в обойму все же можно. Удается это и российским фильмам. Компания «Централ Партнершип», на долю которой приходится 80% всех зарубежных продаж российского кино, уже продала в широкий прокат в Китай три картины — «Волкодав», «Непобедимый» и «Код апокалипсиса». Готовится к китайскому прокату «Запрещенная реальность». В иностранных доходах ЦПШ на Китай уже приходится ощутимая доля — около 10%.

«С китайцами нормально работать. Они очень хорошо покупают экшн и фэнтези и охотнее, чем многие другие страны, выпускают российские фильмы в широкий прокат», — говорит исполнительный директор ЦПШ Злата Полищук. По ее словам, цензура распространяется на эротические сцены и сцены насилия (их просто вырезают), а политизированное кино не принимается вовсе: китайским прокатчикам бесполезно предлагать фильмы о Чечне, Афганистане и антисоветское, антикоммунистическое кино. После подписания контракта с дистрибьютором китайский кинопрокатчик должен получить разрешение на показ картины в государственных инстанциях, и только после этого картина оплачивается. На весь процесс в среднем уходит полгода, но иногда, говорит Полищук, удается уложиться в один месяц.

Стоит ли игра свеч? По данным генерального директора «Нева-фильм» Олега Березина, иностранный дистрибьютор получает от проката в Китае всего 5% общих сборов. «Но 5% от миллиона и от миллиарда — это разные вещи. У народа такой голод по некитайскому кино, что любой фильм, прошедший через «сито», становится местным блокбастером», — утверждает Березин.

Новости партнеров