Футбол в минусе

Илья Захаров Forbes Contributor
В пятницу стартовал чемпионат России по футболу. Сколько стоит участие в самой богатой спортивной лиге страны?

Руководители российских клубов не любят говорить о деньгах. В этом заключается наше принципиальное различие с европейским клубным футболом. В Европе бюджеты, доходы, стоимость трансферов — прозрачны. Российский футбол живет не по рыночным законам. Взять хотя бы историю, произошедшую недавно с «Крыльями Советов». После отказа «Ростехнологий» спонсировать клуб самарская команда могла повторить путь ФК «Москва». Однако «крылышкам» помог премьер-министр Владимир Путин, утвердивший список из 22 спонсоров. Эти компании должны наскрести сумму в $20-25 млн, чтобы социальная стабильность в Самаре не нарушалась. Итог: клуб проживет как минимум сезон; вариант отказа от спонсорства не предусмотрен.

Однако у лидеров чемпионата все неплохо. Дитя «Газпрома» питерский «Зенит» много лет опережает остальные клубы по размеру бюджета. В 2010 году бюджет урезан на $20 млн по сравнению с докризисным 2008-м ($100 млн против тогдашних $120 млн), но на эти деньги можно содержать 8 команд уровня новичков премьер-лиги. Например, «Сибирь» и «Спартак» из Нальчика собираются прожить сезон на $12 млн. Бюджеты маленьких российских клубов, как и в Европе, отличаются от лидерских в разы.

Другие «гранды» вроде «Спартака», «Рубина», «Локомотива» и «Динамо» также не пострадали от кризиса. Они входят в сезон с бюджетами, лишь незначительно уступающими докризисным. Речь идет о суммах от $55 млн («Рубин») до $75 млн («Спартак»). Правда, это экспертные оценки — управляющие команд отказываются называть точные цифры и лишь признаются, что не уступают по финансовому благополучию основным конкурентам. Приятное исключение — президент «Локомотива» Николай Наумов, заявивший в интервью газете «Спорт-Экспресс» о $62 млн в бюджете команды на 2010 год.

Еще более яркое исключение представляет ЦСКА. Руководство клуба открыло бюджет для всех желающих. На примере армейского клуба можно составить четкое представление, на что живут ведущие команды страны.

ЦСКА собирается заработать в 2010 году $64,2 млн. Вот планируемые доходы. ТВ принесет клубу $13,8 млн, спонсоры и реклама — $23,2 млн, продажа футболистов — $21 млн, доходы от коммерческой деятельности — $6,2 млн.

А вот издержки. На содержание команды планируется потратить $64,2 млн. Почти половина этих денег — $31,9 млн — уйдет на зарплаты и премии. Детский футбол съест $3 млн, тренировочный процесс $4,6 млн. Еще $16,2 млн ЦСКА уже потратил на приобретение игроков. Плюс налоги, расходы на участие в соревнованиях и административные расходы - $8,4. Итого: бюджет получается даже с небольшим профицитом — только надо учесть, что в нем не учтены доходы и расходы от будущих трансферов.

Но вряд ли нас ожидают громкие трансферы. Для топ-клубов сейчас не время громких переходов вроде докризисных покупок «Зенитом» Данни за $39 млн и Тимощука за $20 млн. Тенденция прошедшей зимы — экономить на новых игроках. Два главных приобретения чемпиона страны «Рубина» — форвард Текке из «Зенита» и защитник Хорди из «Севильи» — объединяет скромность. Текке обошелся меньше чем в $2 млн, а Хорди стоил $1 млн. Самая крупная покупка московского «Спартака» — форвард Ари из голландского «АЗ», обошедшийся клубу в $3,25 млн.

Усиления прочих лидеров чуть поднимают эту планку: ЦСКА купил Кейсуке Хонду за $7,8 млн, «Зенит» — Данко Лазовича за $6,5 млн, «Динамо» — Семшова за $3,5 млн. Самый крупный трансфер зимы — переход Александр Алиева из киевского «Динамо» в «Локомотив» — оценивается в $10,4 млн.

Российский футбол в 2010 году останется неприбыльным, а убыток покроют спонсоры и владельцы. Большинство менеджеров команд признают, что зарабатывать на футболе невозможно. Продажи билетов и атрибутики приносят незначительные суммы. Основными источниками остается телевидение и спонсоры. Это чисто русская специфика — например, «Манчестер Юнайтед» получает за одни только билеты и абонементы под $130 млн. Это двойной бюджет чемпиона-2009 «Рубина».

Новости партнеров