Меньше никак

Анна Соколова Forbes Contributor
Функции ведомств сократили пять лет назад, но главе ФАС поручено сделать то же самое еще раз

Перед руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым поставили нелегкую задачу: за несколько лет он должен выявить все избыточные функции министерств и ведомств. С тем чтобы потом все эти функции ликвидировать или передать кому-то одному. Пять лет назад точно такую же работу уже проводили. Но с тех пор новые ведомства успели разрастись настолько, что Артемьеву придется все начинать с нуля. «На мой взгляд, у нас в стране это нужно делать раз в 3-4 года», — признался Артемьев Forbes.

Предыдущую попытку анализа функций органов власти предприняла в 2003-2004 годах правительственная комиссия под руководством тогдашнего вице-премьера Бориса Алешина. «Под второй срок Путина планировалось серьезное изменение структуры органов власти, для этого нужно было инвентаризировать функции, устранить дублирование», — рассказывает Антон Данилов-Данильян, возглавлявший рабочую группу по анализу государственных функций в сфере промышленности и науки.

Процесс шел непросто: думать о сокращении функций назначили тех, кто эти функции исполнял. В группу Данилова-Данильяна входили сотрудники профильных ведомств, которые отстаивали свои полномочия, и представители общественных объединений, рассказывавшие, что за благими намерениями чиновников зачастую стоят коррупционно емкие бюрократические проволочки. «Мы перебирали функции, мнения, пытались понять, почему именно это ведомство должно их исполнять, — вспоминает Данилов-Данильян. — На некоторые функции претендовало 20 органов». Только его рабочая группа решила устранить порядка 300 функций.

Всего комиссия проанализировала тогда 5634 функции, признав 1468 из них избыточными, 263 — дублирующими и 868 — требующими изменения. По итогам анализа было решено ликвидировать 18 983 учреждений и 6478 госпредприятий, реорганизовать или приватизировать более трети ведомств и половину компаний.

Но на деле полностью упразднили только Государственную хлебную инспекцию, которая занималась примерно тем же, чем Роспотребнадзор, но только на рынке хлеба, говорит Данилов-Данильян. После смены правительства и создания федеральных агентств число государственных органов только увеличилось. «Убрали некоторые функции, но многие ведомства продолжают их исполнять, потому что не все нормативные акты были упразднены», — сетует он.

Проведенная по итогам ревизии административная реформа результатов не дала. По данным опроса ВЦИОМа, в 2005 году предприниматели тратили на преодоление административных барьеров 8,5% выручки. Реформаторы предполагали снизить эти издержки до 3% к 2008 году, но в 2006-м показатель возрос до 9,6%, и больше таких опросов не проводилось.

Еще Алешин подметил, что государство выдает около 70 000 видов лицензий, и предложил заменить их на независимый аудит и членство в саморегулируемых организациях. Одними из первых в очереди на упразднение лицензий были строители — но этого не произошло до сих пор.

Игорю Артемьеву теперь надо все начинать сначала. «Что было сделано [предыдущим составом комиссии] — хорошо, но за несколько лет работы разрослись ведомства — закон Паркинсона никто не отменял», — говорит он. Под его руководством правительственная комиссия снова проанализирует законы и постановления правительства, которые так или иначе могли расширять функции органов власти. Окончательное решение по упразднению лишних полномочий будет принимать премьер-министр.

Первыми в сфере внимания главы ФАС окажутся органы, занимающиеся регулированием в области сельского хозяйства — в частности, Минсельхоз. Затем придет черед чиновников от образования. По словам Артемьева, для анализа деятельности ведомств в каждой отрасли потребуется около двух лет. «Не надо ждать быстрых результатов — это кропотливая, тяжелая работа», — предупреждает он. Но пока Артемьев будет сокращать, ведомства продолжат расширение своих функций. Кто кого перегонит?

Новости партнеров