Дворник уходит в небо

Разгон снежных облаков с помощью авиации гарантирует Москве лишь крупные расходы, но не ясную погоду

Нынешней зимой, чтобы предотвратить в столице ЧП из-за снежных заносов, циклоны будут перехватываться на подходах к мегаполису, объявил Юрий Лужков. Действовать станут так же, как в День Победы или в День города, обещает мэр: при помощи авиации заставят снежные фронты сбрасывать осадки над областью. Тогда столичным коммунальным службам удастся расчищать улицы и дворы без круглосуточных авралов. Экономия от этого должна, по обнародованным подсчетам мэрии, окупить дорогостоящие авиационные налеты. Тем не менее метеорологи сомневаются в физической эффективности этого способа, а частные компании, занимающиеся предотвращением осадков, — в экономической.

Чрезвычайных мер потребуют только чрезвычайные ситуации, объясняет руководитель пресс-службы департамента ЖКХиБ Москвы Марина Орлова. По ее словам, обработка облаков будет применяться, когда возникнет угроза обильных снегопадов. Орлова напоминает, что Москву не раз накрывало слоем снега, достигавшим 30 см в сутки. Применение авиации может избавить город от снежных завалов и сэкономить до 300 млн рублей, выделяемых на уборку. При этом обработка облаков обойдется городскому бюджету примерно в 180 млн рублей.

В таком случае чистая экономия составляет 120 млн рублей. Это если меры окажутся эффективными, а предусмотренных денег хватит. Например, в прошлом году четыре дня хорошей погоды (при инаугурации президента Медведева 7 мая, 8, 9 мая и в День города) обошлись в 100 млн рублей.

Виктор Корнеев, директор входящего в Росгидромет Агентства атмосферных технологий, выполнявшего подряды департамента ЖКХиБ по очистке столичного неба, говорит, что расценки на летние и зимние работы отличаются ненамного и зависят лишь от количества и типов самолетов, привлеченных из ВВС или предприятий гражданской авиации. Агентство «готово облегчить судьбу города в случае экстремального выпадения осадков», говорит он. Впрочем, снег уже выпал, а никакого договора с мэрией на зимние работы у Агентства еще нет.

Как сообщил Forbes представитель Минобороны, хорошую погоду во время московских праздников обеспечивали до десяти Ил-18. А можно ли обойтись более скромным авиапарком? Вполне, уверен Дмитрий Короленко, владелец питерской компании LimoSPB, специализирующейся в том числе и на разгоне дождевых облаков. Один самолет при цене от 150 000 до 300 000 рублей в час обеспечивает солнечную погоду в таком городе, как Псков (площадью примерно вдесятеро меньше Москвы). При сильном ливне приходится поднимать три самолета. В честность цен госзаказов Короленко не верит. «Можно вырыть яму одним экскаватором, а можно 100 гастарбайтеров на нее поставить», — смеется он.

Если считать по прошлогодним затратам на чистое небо в столице, выделяемых мэрией 33,3 млн рублей на день должно едва хватить на шесть дней под прикрытием авиации. Сколько их будет, не может предсказать никто. Ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков признается, что долгосрочный прогноз осадков — самый ненадежный в метеорологии. Сейчас подсчеты показывают, что нынешняя зима может быть холоднее обычного, и, значит, осадков будет меньше. Тем не менее среднестатистический зимний месяц приносит в Москве около 10 дней с осадками. Из них от одного до четырех могут быть с обильными снегопадами, до 20 см в сутки и больше. За пять месяцев — с ноября по март — таких дней набирается от 5 до 20. Получается, что выделенных городом денег может не хватить на самые тяжелые снегопады. Более того, как рассказывает Заводченков, эксперименты, начавшиеся еще в СССР в 1960-1970-е годы, показали: «засев реагентами мощных циклонов порой вызывает обратный эффект — увеличение количества осадков».

Новости партнеров