Лыжи и Стечкин стоят | Forbes.ru
$58.81
69.09
ММВБ2154.13
BRENT63.20
RTS1154.24
GOLD1283.92

Лыжи и Стечкин стоят

читайте также
+6 просмотров за суткиКурортный сбор. Как оздоровительный туризм развивал экономику России Цирк с цикадами или Лазурный Берег — это не только море Миллиардер Магомедов лишился контракта на строительство трассы «Кавказ» 5 спортивных событий зимы, которые нужно увидеть своими глазами +1 просмотров за суткиПутин в послании Федеральному собранию: «Борьба с коррупцией — это не шоу» +1 просмотров за суткиВсе о Дональде Трампе — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +3 просмотров за суткиГайзер пошел на сделку со следствием Золото партий: почему на выборах в Госдуму не будет новых игроков Что обещали своим избирателям Дональд Трамп, Хиллари Клинтон и другие кандидаты в президенты Анатомия Яровой: одиозный депутат в цифрах и фактах Субъект недоверия: чем заканчивались уголовные дела губернаторов Инвестиция или взятка: что известно об аресте губернатора Белых Brexit в переводе на русских Юрий Шефлер: в Лондоне с налогами будет еще лучше, чем раньше Жизнь после спорта: кто из бывших спортсменов стал политиком Анатолий Чубайс: «Я никогда не окажусь в списке Forbes» Верхняя и Нижняя Панама: 20 офшоров Федерального собрания По панамскому счету: почему законодатели не спешат закрывать свои офшоры Игорь Чайка: «В первую очередь это связано с принципиальной позицией моего папы и его должностью» Голод в городе: что происходит в Венесуэле Борис Титов: «Если мы дадим дорогу бедности, мы дадим захлопнуться двери к свободе на десятки лет»
Новости #Власть 16.02.2010 13:13

Лыжи и Стечкин стоят

Александр Хлопонин начинает крупный проект на Кавказе: туристическая зона стоимостью в сотни миллиардов рублей

В прошлом году на Эльбрусе местные власти в дополнение к старой советской канатке построили новую. С тех пор ее взрывали уже дважды. В ноябре злоумышленники взорвали еще и подстанцию, обесточив два села. В итоге 75 млн рублей убытков — трасса простаивала в Новый год, а это разгар туристического сезона. Местные жители уже не удивляются — земли исторически балкарские, а ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья», по их убеждению, контролируют кабардинцы — вот война и идет. Российских чиновников такие истории не пугают. Они верят, что через десять лет на кавказских курортах будут отдыхать туристы из Индии, Японии и стран Персидского залива.

Новый кавказский полпред — вице-премьер Александр Хлопонин делает свой первый ход. Он собирается превратить Северный Кавказ в туристический рай. Для этого будет создана госкомпания, которую профинансируют регионы, государственные банки, Олимпийский комитет и иностранные инвесторы. «Туристический кластер» должен получить статус особой экономической зоны, налоговые и тарифные поблажки, а также упрощенный режим въезда самих туристов. Стоить это все будет дороже, чем Олимпиада, — потребуется более 400 млрд рублей.

В конце января изучить эту идею поручил Дмитрий Медведев, а уже в начале февраля Хлопонин провел совещание, на котором обсуждалась концепция развития туризма в мятежном крае под кодовым названием «Высота 5642» — это самая высокая точка Эльбруса.

Концепция проекта есть в распоряжении Newsweek. В ней признается, что, несмотря на усилия центра по борьбе с экстремизмом, ситуация на Кавказе ухудшается. Никакие контртеррористические операции не могут решить проблем безработицы и бедности. Частные деньги сюда не заманишь, даже госбанки неохотно финансируют местные инвестиционные проекты из-за их туманных перспектив. Руководители республик работают сами по себе. «Каждый считает, что его гора самая лучшая», — объясняет источник, принимающий участие в обсуждении проекта.

Что станет мотором модернизации на Кавказе, которую должен провести Хлопонин? Решено, что эту роль сможет сыграть глобальный инфраструктурный проект, в который можно вовлечь безработных. На рост промышленности рассчитывать не приходится, утверждает концепция, такова ментальность местного населения. Зато сфера обслуживания подходит: люди на Кавказе охотно работают в ресторанах, гостиницах или автомастерских. Использовать этот потенциал поможет туриндустрия.

Есть другие аргументы. Горы на Кавказе высокие, кататься на лыжах можно девять месяцев в году. С передвижением проблем нет: регионы небольшие, зато их много, и в каждой столице аэропорт. За ориентир берется Австрия, которая за 50 лет совершила туристический рывок, увеличив поток туристов в шесть раз, а доходы от туризма — в 11 раз.

«Высоту» придумал не сам Хлопонин, рассказывает источник, участвующий в обсуждении проекта. Идею выдвинул бизнесмен и бывший депутат Госдумы Ахмед Билалов, недавно ставший первым вице-президентом Олимпийского комитета России. В Сочи он построил курорт «Горная карусель». Дмитрий Медведев там уже катался. По информации Newsweek, Билалов сумел встретиться с президентом, тот поручил проработку Хлопонину, и идея единодушно была признана удачной.

«Высота» — базовый вариант развития округа, подтверждает чиновник правительства, но пока есть только синопсис, а детальный проект будет разработан в течение года. Ответственные — Министерство экономического развития и питерская компания «Росинжиниринг». Она занимается строительством горнолыжных курортов и, по словам правительственного чиновника, аффилирована с Билаловым. В самом «Росинжиниринге», впрочем, утверждают, что с Билаловым компанию связывают чисто партнерские отношения.

Совершить «туристическое чудо» планируется за семь-десять лет. Хлопонин уже раздал первые поручения. К 15 марта Минспорт, например, оценит потенциал развития въездного и внутреннего туризма, Минприроды изучит возможные ограничения в использовании земель, а Минкультуры решит, какие исторические памятники достойны того, чтобы их включили в туристический кластер.

Самых проблемных республик — Чечни и Ингушетии — туристические новации не коснутся. Но и без них трансформация Кавказа в туристическую Мекку влетит государству в копеечку — $12–14 млрд. В правительстве рассчитывают, что федеральный бюджет даст не более 10% этой суммы, остальное принесут инвесторы. Но управлять этими деньгами будет госкомпания. Чиновник, присутствовавший на совещании у Хлопонина, рассказывает, что идея управляющей компании, которая занялась бы координацией всех процессов, вице-премьеру понравилась. «Это будет госкомпания либо госучреждение — госкорпорации сейчас не в чести», — говорит он.

Концепция предполагает, что у компании будут широкие полномочия, она будет привлекать финансирование, управлять курортами, обеспечивать безопасность туристов, а заодно вести рекламную кампанию и переобучать местное население. Это нормальный подход, говорит партнер консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, но с набором задач явный перебор. Появится монстр, совмещающий функции силовиков, органов образования и своего рода Министерства туризма.

Кто возглавит новую структуру, пока неизвестно. Зато состав учредителей примерно понятен. Предполагается, что в капитал компании войдут правительства северокавказских республик, госбанки — ВЭБ, ВТБ, Сбербанк. Наверное, их уговорить будет несложно. Также, по плану, в кластер должен вложиться пул иностранных суверенных фондов, например ADIA (инвестиционное агентство эмирата Абу-Даби), норвежский пенсионный госфонд Global, государственные фонды Японии, Китая и Сингапура. Эти инвесторы уже работают в России, например, ADIA участвовало в строительстве «Горной карусели», а сингапурский фонд задействован в проектах особых экономических зон.

«Куршевель, конечно, не построим, но курорты будут хорошие», — обещает чиновник правительства. Акцент будут делать на проектах, запускаемых с нуля. Четыре пилотных площадки уже отобраны — это Архыз в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии, северный склон Эльбруса в Кабардино-Балкарии и Лаго-Наки в Адыгее (Южный федеральный округ). Это точки роста, говорит чиновник правительства. Бизнес уже проявил к ним интерес. Тот же «Росинжиниринг» в 2008 году разработал проект горнолыжного курорта в «Мамисоне», а на северном склоне Эльбруса «Интеррос» Владимира Потанина хочет построить комплекс на 10 000–20 000 человек. Из-за кризиса планы приостановились, но если кавказский туризм станет чем-то вроде нацпроекта, эти проблемы сами собой исчезнут.

Чтобы инвесторы захотели вкладывать деньги в Кавказ, правительство предложит им льготы и даст государственные гарантии. Все новые курорты получат статус особых экономических зон. Компании не будут платить никаких налогов, за исключением НДС, получат льготные кредиты. Проект окупится лет через 10–15, уверены разработчики. Главный трофей можно получить в 2014 году — после Олимпиады под управление новой компании, как рассказывают чиновники, может попасть вся сочинская курортная инфраструктура — и неважно, что Краснодарский край теперь в другом округе.

Сколько туристов можно заманить на Кавказ, чиновники пока не прогнозируют. Но ставка будет сделана в том числе и на иностранцев — из Индии, Китая, Японии, Южной Кореи, а также арабских стран. Российскую визу желающие посетить Кавказ получат не за две-четыре недели, как обычно, а быстрее. По словам чиновника правительства, рассматриваются так называемые кубинский или египетский варианты, при которых местному населению доступ на курорт будет закрыт, проход в туристическую зону — только по бейджу, для тех, кто обслуживает туристов. Правда, вероятно, свое веское мнение про визы еще не высказала ФСБ.

Тема туризма выбрана правильно, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики, но там, где небезопасно, не будет широкого потока ни инвесторов, ни туристов. «Надо договариваться на берегу, — уверена Зубаревич, — сначала снимать риски, а потом строить, иначе все это замки на песке». Сейчас на Кавказ едут в основном за экстремальным туризмом, там практически отсутствует инфраструктура, говорит Марина Смирнова из Jones Lang LaSalle Hotels.

«Самые большие проблемы — это безопасность, местное население, а также количество милиционеров и их методы работы», — признает участник совещания у Хлопонина. У туристов может остаться неприятный осадок от зачисток в разгар сезона.

 

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться