Методология

Рейтинг депутатов-лоббистов является научно-исследовательской работой Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru в области оценки эффективности законодательного лоббизма субъектов права законодательной инициативы. Первый рейтинг, вышедший в конце работы Государственной думы четвертого созыва в 2007 году, впервые поднял вопросы эффективности законодательного лоббирования депутатов, рассмотрел конкретные примеры участия депутатов в продвижении корпоративных и отраслевых интересов через законодательные процедуры.

Основными источниками информации для исследования являлись данные, полученные из следующих источников: автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной думы (данные на 1 августа 2010 года); российские печатные и электронные СМИ общественно-политической и деловой тематики (Forbes, «Коммерсант», «Ведомости» и др.); серия закрытых экспертных интервью с депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации, сотрудниками аппарата правительства, администрации президента, департаментов по связям с органами государственной власти российских и западных корпораций, отраслевыми аналитиками.

Основные показатели рейтинга:

Вклад в законотворчество, % от общего числа законов, инициированных депутатами Госдумы, — число принятых законов, внесенных субъектом права законодательной инициативы, к числу принятых законов, внесенных всеми рассматриваемыми субъектами права законодательной инициативы, * 100%. Депутаты в рейтинге ранжированы именно по этому показателю.

Коэффициент эффективности законодательных инициатив, % (КЭЗИ) показывает эффективность субъекта права законодательной инициативы в законотворческом процессе, его возможность не только инициировать законопроекты, но и доводить их до официального вступления. КЭЗИ — число принятых законов, внесенных субъектом права законодательной инициативы, к числу инициируемых законопроектов субъектом права законодательной инициативы, * 100%.

Новости партнеров