Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников - Финансы и инвестиции
$59.99
69.91
ММВБ1923.78
BRENT48.54
RTS1010.20
GOLD1258.25

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

читайте также
+845 просмотров за суткиСтавка на развивающиеся рынки: правильный момент для входа? +1169 просмотров за суткиЗаройте ваши денежки: богатейший японец, Безос и Шмидт вложили $200 млн в умные фермы +293 просмотров за суткиВзгляд с той стороны: как России привлечь китайские инвестиции? +250 просмотров за суткиВстать в позу: самые роскошные и самые демократичные места для йоги +219 просмотров за суткиАнтон Федчин («Одноклассники»): «Я не верю, что мессенджеры могут съесть соцсети» +75 просмотров за суткиСначала 50, потом 100 рублей в день: Госдума приняла закон о курортном сборе +130 просмотров за суткиВзлеты и падения: насколько рискованно инвестировать в криптовалюты +85 просмотров за суткиРегулирование финтеха: пять ключевых шагов к устойчивому росту +64 просмотров за суткиКак разбирательство вокруг АФК «Система» влияет на инвестиционный климат? +22 просмотров за суткиМаневры в зоне .ru: как зарабатывать на доменных именах +29 просмотров за суткиИнтервью Антона Носика о свободе слова в интернете: «Я совершенно не оптимист» +46 просмотров за суткиНалог на отдых: в России предлагают ввести сбор за выезд на иностранные курорты +16 просмотров за суткиПродается вилла Пьера Кардена и дом по соседству с Малкольмом Форбсом и виллой Ива Сен-Лорана +8 просмотров за суткиФонд Юрия Мильнера и Alibaba вложили $700 млн в сервис по прокату велосипедов +5 просмотров за суткиПродавец секретов: лидер хакерской группы «Шалтай Болтай» получил два года колонии +10 просмотров за суткиНесырьевой экспорт в Китай: «Смешарики», КВН и квантовая физика +8 просмотров за суткиРФПИ и Банк развития Китая создадут инвестфонд на $10 млрд +17 просмотров за суткиРекордный отток капитала: иностранные инвесторы вывели из российских акций более $1,6 млрд +13 просмотров за суткиБез риска и эмоций: как изменилось поведение частных инвесторов? +5 просмотров за суткиСооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин инвестировал в игровой смартфон Wonder +18 просмотров за суткиМиллион от миллиардера: Усманов запускает конкурс стартапов в социальных сетях

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

Глеб Давидюк Forbes Contributor
Как устроен рынок онлайн-бронирования и какой его сегмент наиболее привлекателен с точки зрения инвестиционного потенциала?

В туристическом сегменте интернета начался настоящий переворот, вызванный серией банкротств туроператоров. Он приближает неизбежный переход к покупке большинства услуг через интернет, что безусловно сделает этот сегмент более привлекательным с точки зрения инвестиций.

По статистике, на конец 2013 года около 85% наших соотечественников предпочитали заказывать пакетные туры в офисах турагентств. Но число игроков на этом рынке продолжит сокращаться, и путешественники будут вынуждены изменить покупательские шаблоны.

Туристы будут больше пользоваться онлайн-сервисами и перестанут остерегаться онлайн-покупок.

Рынок онлайн-бронирования путешествий включает в себя разные направления. Основные его участники — авиакомпании и отели. И если авиабилеты давно и успешно продаются через интернет, то автоматизированные продажи номерного фонда отелей пока только догоняют.

Какие игроки работают на этом рынке? Сами авиакомпании в большинстве своем неповоротливы, а их интерфейсы коммуникации с потребителями оставляют желать лучшего. В сегменте B2B работают глобальные системы бронирования, агрегирующие базы данных о рейсах почти всех авиакомпаний мира, но они не продают билеты, а зарабатывают, помогая авиакомпаниям с решениями для поиска стыковок рейсов, тарификации и выписки билетов. Проникновение интернета может привести к тому, что их услуги будут невостребованными.

Большую популярность получают онлайн-агентства (в их числе OneTwoTrip.ru, Ozon.travel.ru), которые занимаются дистрибуцией авиабилетов. Они выступают агентами множества авиакомпаний, используют данные глобальных систем бронирования, сложные поисковые алгоритмы. И получают доход в виде комиссионных от авиакомпаний, бонусов глобальных систем, собственной наценки и других услуг — страховки, аренды автомобилей. Зачастую такие услуги являются их основным доходом. Средний авиачек онлайн-агентств за перелеты по России составляет от 9000 рублей, а за международные перелеты — от 16 000 рублей. Если говорить об услугах бронирования гостиниц, то комиссия агентов составляет от 13% до 30%, что делает этот сегмент потенциально более прибыльным по сравнению с авиабронированием, где комиссия составляет 0,1–9%.

Системы метапоиска, такие как Aviasales и Skyscanner, являются надстройками над всеми продавцами авиабилетов на рынке и позволяют просмотреть цены всех поставщиков на одном сайте. Их бизнес выглядит ориентированным на B2C, но на деле это не так. Онлайн-агентства и авиакомпании платят метапоисковику за привлечение клиентов на их сайты. Оплата может производиться как за переход, так и за совершенную пользователем покупку. Метапоисковик лишь перенаправляет пользователя на сайт поставщика, где производятся все дальнейшие действия по бронированию. Услуги метапоиска для конечного пользователя бесплатны, и он не делает наценки и технически не влияет на цену авиабилета. Получается, что метапоиск — наиболее интересный сегмент с точки зрения инвестиционного потенциала: минимальное количество рисков, негативный оборотный капитал, высокая маржинальность продаж при устойчивом спросе на услуги со стороны агентств и авиакомпаний.

Если говорить о рисках таких вложений, то я считаю, что отрасль онлайн-бронирования пережила проблемы, связанные с банкротством Eviterra в этом году.

Банкротства туроператоров уже принесли онлайну около 5% новых клиентов из числа тех, кто не захотел больше бронировать по старинке.

Формировать туры могут и онлайн-агентства. Их преимущество: билеты, гостиницы, трансферы выписываются сразу, а не за несколько часов до вылета, как порой случается у туроператоров. Что закрывает большое количество рисков для пассажира. Поэтому я считаю, что спасти туристический рынок смогут как раз онлайн-сервисы, что станет особенно актуальным в связи с исчезновением из продажи дешевых пакетных туров. 

Стать инвестором метасистем можно, выйдя на биржу Nasdaq, где торгуются акции таких сервисов, как Expedia и Kayak Software, либо на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где торгуется Orbitz. Инвесторы побогаче могут вложить деньги в венчурные и private equity фонды, к примеру, инвестором Aviasales является iTech Capital, OneTwoTrip — Foresight Ventures, Anywayanyday — Tiger Global Management, а Skyscanner — Sequoia Capital.