Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников - Финансы и инвестиции
$57.88
61.32
ММВБ2056.46
BRENT56.17
RTS1117.29
GOLD1254.20

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

читайте также
Школа миллиардера: как найти своего инвестора Минфин РФ в апреле выпустит ОФЗ для населения 20 самых дорогих компаний рунета – 2017 Под колпаком. Как госрегулирование интернета тормозит развитие бизнеса Парусозамещение Доходность в 3D-измерении: сколько можно заработать на аддитивных технологиях? Загадка рынка еврооблигаций: поздно ли нажимать кнопку Buy? Что такое IPO и SPO и можно ли на этом заработать? «Себестоимость кофе — 20 рублей, но где в Москве он дешевле 200?» — основатель сети Cofix Разработчики беспилотных автомобилей ушли из Google из-за гигантских зарплат Конструктор для инвестора: какие ПИФы купить в 2017 году? Ford вложит $1 млрд в разработку беспилотных автомобилей +11 просмотров за суткиБез пузыря: мировой рынок недвижимости в застое +11 просмотров за суткиРоссийские акции: кто будет в фаворитах? +18 просмотров за суткиВажный год: в какой валюте хранить сбережения? IPO «Детского мира»: стоит ли инвесторам делать ставку на детство? Бизнес и жизнь : всегда ли надо инвестировать только в свой бизнес +1 просмотров за суткиФонд Гуцериевых инвестирует в производителя спутниковых снимков Земли +7 просмотров за суткиКаждое пятое предприятие в России приостановило инвестпроекты из-за санкций +5 просмотров за суткиЧем Россия притягивает зарубежных инвесторов +7 просмотров за суткиАлексей Волков: «Монетизируй это: как заработать с помощью ИТ-сервисов»

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

Глеб Давидюк Forbes Contributor
Как устроен рынок онлайн-бронирования и какой его сегмент наиболее привлекателен с точки зрения инвестиционного потенциала?

В туристическом сегменте интернета начался настоящий переворот, вызванный серией банкротств туроператоров. Он приближает неизбежный переход к покупке большинства услуг через интернет, что безусловно сделает этот сегмент более привлекательным с точки зрения инвестиций.

По статистике, на конец 2013 года около 85% наших соотечественников предпочитали заказывать пакетные туры в офисах турагентств. Но число игроков на этом рынке продолжит сокращаться, и путешественники будут вынуждены изменить покупательские шаблоны.

Туристы будут больше пользоваться онлайн-сервисами и перестанут остерегаться онлайн-покупок.

Рынок онлайн-бронирования путешествий включает в себя разные направления. Основные его участники — авиакомпании и отели. И если авиабилеты давно и успешно продаются через интернет, то автоматизированные продажи номерного фонда отелей пока только догоняют.

Какие игроки работают на этом рынке? Сами авиакомпании в большинстве своем неповоротливы, а их интерфейсы коммуникации с потребителями оставляют желать лучшего. В сегменте B2B работают глобальные системы бронирования, агрегирующие базы данных о рейсах почти всех авиакомпаний мира, но они не продают билеты, а зарабатывают, помогая авиакомпаниям с решениями для поиска стыковок рейсов, тарификации и выписки билетов. Проникновение интернета может привести к тому, что их услуги будут невостребованными.

Большую популярность получают онлайн-агентства (в их числе OneTwoTrip.ru, Ozon.travel.ru), которые занимаются дистрибуцией авиабилетов. Они выступают агентами множества авиакомпаний, используют данные глобальных систем бронирования, сложные поисковые алгоритмы. И получают доход в виде комиссионных от авиакомпаний, бонусов глобальных систем, собственной наценки и других услуг — страховки, аренды автомобилей. Зачастую такие услуги являются их основным доходом. Средний авиачек онлайн-агентств за перелеты по России составляет от 9000 рублей, а за международные перелеты — от 16 000 рублей. Если говорить об услугах бронирования гостиниц, то комиссия агентов составляет от 13% до 30%, что делает этот сегмент потенциально более прибыльным по сравнению с авиабронированием, где комиссия составляет 0,1–9%.

Системы метапоиска, такие как Aviasales и Skyscanner, являются надстройками над всеми продавцами авиабилетов на рынке и позволяют просмотреть цены всех поставщиков на одном сайте. Их бизнес выглядит ориентированным на B2C, но на деле это не так. Онлайн-агентства и авиакомпании платят метапоисковику за привлечение клиентов на их сайты. Оплата может производиться как за переход, так и за совершенную пользователем покупку. Метапоисковик лишь перенаправляет пользователя на сайт поставщика, где производятся все дальнейшие действия по бронированию. Услуги метапоиска для конечного пользователя бесплатны, и он не делает наценки и технически не влияет на цену авиабилета. Получается, что метапоиск — наиболее интересный сегмент с точки зрения инвестиционного потенциала: минимальное количество рисков, негативный оборотный капитал, высокая маржинальность продаж при устойчивом спросе на услуги со стороны агентств и авиакомпаний.

Если говорить о рисках таких вложений, то я считаю, что отрасль онлайн-бронирования пережила проблемы, связанные с банкротством Eviterra в этом году.

Банкротства туроператоров уже принесли онлайну около 5% новых клиентов из числа тех, кто не захотел больше бронировать по старинке.

Формировать туры могут и онлайн-агентства. Их преимущество: билеты, гостиницы, трансферы выписываются сразу, а не за несколько часов до вылета, как порой случается у туроператоров. Что закрывает большое количество рисков для пассажира. Поэтому я считаю, что спасти туристический рынок смогут как раз онлайн-сервисы, что станет особенно актуальным в связи с исчезновением из продажи дешевых пакетных туров. 

Стать инвестором метасистем можно, выйдя на биржу Nasdaq, где торгуются акции таких сервисов, как Expedia и Kayak Software, либо на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где торгуется Orbitz. Инвесторы побогаче могут вложить деньги в венчурные и private equity фонды, к примеру, инвестором Aviasales является iTech Capital, OneTwoTrip — Foresight Ventures, Anywayanyday — Tiger Global Management, а Skyscanner — Sequoia Capital.