Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников | Финансы и инвестиции | Forbes.ru
$58.12
69.84
ММВБ2048.99
BRENT55.40
RTS1108.71
GOLD1312.93

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

читайте также
+54 просмотров за суткиЛичное или корпоративное. Действительно ли происходит рост инвестиционной активности? +16 просмотров за суткиОбъем и температура. Emerging markets вновь раздуты облигациями и перегреты +104 просмотров за суткиЦена шпионажа. Alphabet решил вложить в главного конкурента Uber $1 млрд +8 просмотров за суткиЧто делать за пределами итальянского «сапожка»: гид по островам +3 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +5 просмотров за суткиПять мифов private banking: чем рискуют крупные капиталы? +2 просмотров за суткиTarget Global вложит €100 млн в финтех-стартапы из Германии и Израиля +10 просмотров за суткиПлата за успех: почему Уоррен Баффет выигрывает пари на $1 млн? +5 просмотров за суткиРецепты для России. Почему сбережения не трансформируются в инвестиции +6 просмотров за суткиБум ICO: что нужно знать, чтобы не ошибиться с инвестициями +73 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +2 просмотров за суткиПо примеру Сороса и Далио: как хедж-фонды помогают заработать в периоды неопределенности +9 просмотров за суткиМодерн токен. Что такое ICO и стоит ли инвесторам идти на этот рынок +7 просмотров за суткиПутешествовать на инвалидной коляске? Легко! Как две петербурженки освоили новую нишу на туристическом рынке +4 просмотров за суткиНовые возможности: что ждет инвесторов этой осенью? +4 просмотров за суткиЛичный опыт: какие акции выбрать, чтобы накопить на пенсию Ураган «Харви» и сезон отчетности. На что обратить внимание частному инвестору? +2 просмотров за суткиСтать бизнесменом: несколько неочевидных способов +5 просмотров за суткиПриключения российских резидентов: где хранить активы во время деофшоризации? Вера в единорога: как создать компанию с капитализацией $1 млрд Власть над миром: чем закончится гонка за искусственным интеллектом

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

Глеб Давидюк Forbes Contributor
Как устроен рынок онлайн-бронирования и какой его сегмент наиболее привлекателен с точки зрения инвестиционного потенциала?

В туристическом сегменте интернета начался настоящий переворот, вызванный серией банкротств туроператоров. Он приближает неизбежный переход к покупке большинства услуг через интернет, что безусловно сделает этот сегмент более привлекательным с точки зрения инвестиций.

По статистике, на конец 2013 года около 85% наших соотечественников предпочитали заказывать пакетные туры в офисах турагентств. Но число игроков на этом рынке продолжит сокращаться, и путешественники будут вынуждены изменить покупательские шаблоны.

Туристы будут больше пользоваться онлайн-сервисами и перестанут остерегаться онлайн-покупок.

Рынок онлайн-бронирования путешествий включает в себя разные направления. Основные его участники — авиакомпании и отели. И если авиабилеты давно и успешно продаются через интернет, то автоматизированные продажи номерного фонда отелей пока только догоняют.

Какие игроки работают на этом рынке? Сами авиакомпании в большинстве своем неповоротливы, а их интерфейсы коммуникации с потребителями оставляют желать лучшего. В сегменте B2B работают глобальные системы бронирования, агрегирующие базы данных о рейсах почти всех авиакомпаний мира, но они не продают билеты, а зарабатывают, помогая авиакомпаниям с решениями для поиска стыковок рейсов, тарификации и выписки билетов. Проникновение интернета может привести к тому, что их услуги будут невостребованными.

Большую популярность получают онлайн-агентства (в их числе OneTwoTrip.ru, Ozon.travel.ru), которые занимаются дистрибуцией авиабилетов. Они выступают агентами множества авиакомпаний, используют данные глобальных систем бронирования, сложные поисковые алгоритмы. И получают доход в виде комиссионных от авиакомпаний, бонусов глобальных систем, собственной наценки и других услуг — страховки, аренды автомобилей. Зачастую такие услуги являются их основным доходом. Средний авиачек онлайн-агентств за перелеты по России составляет от 9000 рублей, а за международные перелеты — от 16 000 рублей. Если говорить об услугах бронирования гостиниц, то комиссия агентов составляет от 13% до 30%, что делает этот сегмент потенциально более прибыльным по сравнению с авиабронированием, где комиссия составляет 0,1–9%.

Системы метапоиска, такие как Aviasales и Skyscanner, являются надстройками над всеми продавцами авиабилетов на рынке и позволяют просмотреть цены всех поставщиков на одном сайте. Их бизнес выглядит ориентированным на B2C, но на деле это не так. Онлайн-агентства и авиакомпании платят метапоисковику за привлечение клиентов на их сайты. Оплата может производиться как за переход, так и за совершенную пользователем покупку. Метапоисковик лишь перенаправляет пользователя на сайт поставщика, где производятся все дальнейшие действия по бронированию. Услуги метапоиска для конечного пользователя бесплатны, и он не делает наценки и технически не влияет на цену авиабилета. Получается, что метапоиск — наиболее интересный сегмент с точки зрения инвестиционного потенциала: минимальное количество рисков, негативный оборотный капитал, высокая маржинальность продаж при устойчивом спросе на услуги со стороны агентств и авиакомпаний.

Если говорить о рисках таких вложений, то я считаю, что отрасль онлайн-бронирования пережила проблемы, связанные с банкротством Eviterra в этом году.

Банкротства туроператоров уже принесли онлайну около 5% новых клиентов из числа тех, кто не захотел больше бронировать по старинке.

Формировать туры могут и онлайн-агентства. Их преимущество: билеты, гостиницы, трансферы выписываются сразу, а не за несколько часов до вылета, как порой случается у туроператоров. Что закрывает большое количество рисков для пассажира. Поэтому я считаю, что спасти туристический рынок смогут как раз онлайн-сервисы, что станет особенно актуальным в связи с исчезновением из продажи дешевых пакетных туров. 

Стать инвестором метасистем можно, выйдя на биржу Nasdaq, где торгуются акции таких сервисов, как Expedia и Kayak Software, либо на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где торгуется Orbitz. Инвесторы побогаче могут вложить деньги в венчурные и private equity фонды, к примеру, инвестором Aviasales является iTech Capital, OneTwoTrip — Foresight Ventures, Anywayanyday — Tiger Global Management, а Skyscanner — Sequoia Capital.