Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников - Финансы и инвестиции
$60.02
66.92
ММВБ1860.05
BRENT45.36
RTS978.45
GOLD1251.92

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

читайте также
+274 просмотров за суткиНовые криптовалюты: как в них инвестировать и почему им нужен правовой статус? +62 просмотров за суткиSnap купила сервис для обмена местоположением на карте Zenly за $250-350 млн +15 просмотров за суткиЯпонская Mitsui получила долю российского онлайн-аукциона CarPrice +114 просмотров за суткиПодняли до миллиона: 10 акций, которые стоит купить на ИИС +28 просмотров за суткиAlmaz Capital и Sistema VC инвестировали $4 млн в приложение для туристов FinalPrice +8 просмотров за суткиСервис по доставке еды Foodfox привлек $5 млн от Target Global и Carprice +8 просмотров за суткиМир Дикого Запада: какие «приключения» ждут российский стартап в США? +30 просмотров за сутки«Хайпы» и падение технологического сектора. Куда инвестировать на перегретом рынке? +88 просмотров за суткиРубль слабеет. Покупать ли доллары сейчас или сохранять спокойствие? +21 просмотров за суткиВ интернете кто-то не прав: 7 цитат от Павла Дурова о главных скандалах всемирной паутины +5 просмотров за суткиКак автор Ждуна будет зарабатывать на меме в России +4 просмотров за суткиГлава Uber Трэвис Каланик объявил о решении уйти в отпуск на неопределенный срок +3 просмотров за суткиМанипуляции и обман: как не попасть в ловушку охотника на простаков +3 просмотров за сутки«Большая пятерка» IT-гигантов США подешевела за сутки почти на $100 млрд В Госдуму внесли законопроект о запрете технологий обхода блокировок +2 просмотров за суткиТаинственный выпускник MIT подарил институту $140 млн на любые цели +1 просмотров за суткиApple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов +2 просмотров за суткиВизуальный сервис Pinterest привлек $150 млн при оценке в $12,3 млрд +2 просмотров за суткиСитуация в мире: есть ли угроза дефляции? +3 просмотров за суткиКатар в изоляции: какие проекты связывают Россию и опальную монархию? Без границ: как найти инвестора для региональной компании

Туризм в интернете: стоит ли инвестировать в сервисы для путешественников

Глеб Давидюк Forbes Contributor
Как устроен рынок онлайн-бронирования и какой его сегмент наиболее привлекателен с точки зрения инвестиционного потенциала?

В туристическом сегменте интернета начался настоящий переворот, вызванный серией банкротств туроператоров. Он приближает неизбежный переход к покупке большинства услуг через интернет, что безусловно сделает этот сегмент более привлекательным с точки зрения инвестиций.

По статистике, на конец 2013 года около 85% наших соотечественников предпочитали заказывать пакетные туры в офисах турагентств. Но число игроков на этом рынке продолжит сокращаться, и путешественники будут вынуждены изменить покупательские шаблоны.

Туристы будут больше пользоваться онлайн-сервисами и перестанут остерегаться онлайн-покупок.

Рынок онлайн-бронирования путешествий включает в себя разные направления. Основные его участники — авиакомпании и отели. И если авиабилеты давно и успешно продаются через интернет, то автоматизированные продажи номерного фонда отелей пока только догоняют.

Какие игроки работают на этом рынке? Сами авиакомпании в большинстве своем неповоротливы, а их интерфейсы коммуникации с потребителями оставляют желать лучшего. В сегменте B2B работают глобальные системы бронирования, агрегирующие базы данных о рейсах почти всех авиакомпаний мира, но они не продают билеты, а зарабатывают, помогая авиакомпаниям с решениями для поиска стыковок рейсов, тарификации и выписки билетов. Проникновение интернета может привести к тому, что их услуги будут невостребованными.

Большую популярность получают онлайн-агентства (в их числе OneTwoTrip.ru, Ozon.travel.ru), которые занимаются дистрибуцией авиабилетов. Они выступают агентами множества авиакомпаний, используют данные глобальных систем бронирования, сложные поисковые алгоритмы. И получают доход в виде комиссионных от авиакомпаний, бонусов глобальных систем, собственной наценки и других услуг — страховки, аренды автомобилей. Зачастую такие услуги являются их основным доходом. Средний авиачек онлайн-агентств за перелеты по России составляет от 9000 рублей, а за международные перелеты — от 16 000 рублей. Если говорить об услугах бронирования гостиниц, то комиссия агентов составляет от 13% до 30%, что делает этот сегмент потенциально более прибыльным по сравнению с авиабронированием, где комиссия составляет 0,1–9%.

Системы метапоиска, такие как Aviasales и Skyscanner, являются надстройками над всеми продавцами авиабилетов на рынке и позволяют просмотреть цены всех поставщиков на одном сайте. Их бизнес выглядит ориентированным на B2C, но на деле это не так. Онлайн-агентства и авиакомпании платят метапоисковику за привлечение клиентов на их сайты. Оплата может производиться как за переход, так и за совершенную пользователем покупку. Метапоисковик лишь перенаправляет пользователя на сайт поставщика, где производятся все дальнейшие действия по бронированию. Услуги метапоиска для конечного пользователя бесплатны, и он не делает наценки и технически не влияет на цену авиабилета. Получается, что метапоиск — наиболее интересный сегмент с точки зрения инвестиционного потенциала: минимальное количество рисков, негативный оборотный капитал, высокая маржинальность продаж при устойчивом спросе на услуги со стороны агентств и авиакомпаний.

Если говорить о рисках таких вложений, то я считаю, что отрасль онлайн-бронирования пережила проблемы, связанные с банкротством Eviterra в этом году.

Банкротства туроператоров уже принесли онлайну около 5% новых клиентов из числа тех, кто не захотел больше бронировать по старинке.

Формировать туры могут и онлайн-агентства. Их преимущество: билеты, гостиницы, трансферы выписываются сразу, а не за несколько часов до вылета, как порой случается у туроператоров. Что закрывает большое количество рисков для пассажира. Поэтому я считаю, что спасти туристический рынок смогут как раз онлайн-сервисы, что станет особенно актуальным в связи с исчезновением из продажи дешевых пакетных туров. 

Стать инвестором метасистем можно, выйдя на биржу Nasdaq, где торгуются акции таких сервисов, как Expedia и Kayak Software, либо на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где торгуется Orbitz. Инвесторы побогаче могут вложить деньги в венчурные и private equity фонды, к примеру, инвестором Aviasales является iTech Capital, OneTwoTrip — Foresight Ventures, Anywayanyday — Tiger Global Management, а Skyscanner — Sequoia Capital.