К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Риск непонимания. Соглашаться ли на страховку вместо депозита?


Гибрид инвестиционного пая и страховки как альтернатива депозиту
Getty Images

Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) появилось на российском рынке не вчера, но именно оно стало единственным финансовым продуктом, показавшим взрывной рост в 2016 году. По данным ЦБ, объем собранных премий по страхованию жизни за год вырос более чем на 65%, или 59 млрд рублей (147,5 млрд рублей по итогам девяти месяцев 2016 года против 88,5 млрд рублей по итогам аналогичного периода 2015 года). При этом, по данным НРА, доля некредитного страхования (частью которого является ИСЖ) выросла на 31% (до 83%) за этот период. Статистики по ИСЖ как отдельному виду страхования пока нет, но крупнейшие игроки оценивают его долю в 60–80% от общего портфеля страхования жизни.

У компании «РГС-Жизнь» продажи программ инвестиционного страхования в 2016 году выросли более чем на 250%, а число клиентов — более чем в три раза. У «Ренессанс Жизнь» портфель ИСЖ вырос за год на 350%, у «Открытие Страхование жизни» — более чем на 200%, у «АльфаСтрахование-Жизнь» — более чем на 100%, у «Сбербанк страхование жизни» — на 36,2%.

ИСЖ — продукт страховых компаний, но рекламируют и продают его банки. Через них реализуется почти 100% подобных услуг, говорит директор по страховым и инвестиционным рейтингам агентства «Эксперт РА» Ольга Скуратова. Банкиры предлагают страхование жизни как альтернативу вкладам — продукт с высокой ставкой. Дальше вариантов несколько: можно вместо депозита всю сумму отправить на ИСЖ или купить страховку в дополнение к вкладу. Зачастую банки используют оба этих продукта в связке, предлагая повышенную ставку по депозиту в случае одновременного заключения договора ИСЖ, говорит руководитель направления банкострахования Промсвязьбанка Максим Холматов.

 

В чем суть продукта? При заключении договора клиент страхует свою жизнь. В случае его смерти компания выплатит наследникам всю сумму, хотя число таких случаев не превышает 0,5% в годовом исчислении по отношению к общему объему действующих договоров, говорят представители компаний, опрошенные Forbes. После заключения договора средства клиента делятся на две части — гарантийную и инвестиционную. Первую часть страховщик направляет в депозиты и облигации высококачественных заемщиков, она должна обеспечить полный возврат средств клиенту в конце срока действия договора. Вторая часть состоит из более рисковых, но и потенциально более доходных активов — обычно это производные финансовые инструменты (например, деривативы на нефть, золото, акции).

У каждой страховой компании несколько стандартных стратегий инвестирования, из которых клиент может выбрать более консервативную или агрессивную. К примеру, «Ингосстрах-Жизнь» предлагает три стратегии: «Инновационная фармацевтика», «Сбалансированный рост» и «Глобальная экономика». «Сбербанк страхование жизни» даже дает возможность клиенту в течение договора менять инвестиционный актив.

 

При выборе стратегии большое значение имеет коэффициент участия, который показывает, какую часть потенциальной доходности актива клиент может получить по итогам периода инвестирования, говорит гендиректор «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников. «В случае роста рынка, например, клиент может участвовать на 90% в доходности золота или на 70% в доходности высокотехнологичного рынка NASDAQ — по итогам пятилетнего договора», — рассказывает руководитель управления инвестпродуктов «Сбербанк страхование жизни» Сергей Егоров. И если золото или NASDAQ вырастет на 10%, то клиент по условиям договора получит 9% или 7% соответственно. Ключевое слово «вырастет». «Уровень дохода по инвестиционной составляющей непредсказуем», — говорит аналитик по сектору страхования S&P Екатерина Толстова. Поэтому нельзя однозначно говорить, что ИСЖ принесет доход выше банковского вклада. «Он может быть выше, ниже, или его может вообще не быть», — резюмирует Ольга Скуратова.

Большинство представителей страховых компаний уходят от прямого ответа на вопрос о реальной доходности. Из 10 крупнейших страховщиков только две компании привели ориентировочные цифры. Доходность по договорам «Ренессанс Жизнь» с окончанием в 2017 году составляет от 8% до 11%, при этом доходность по более ранним договорам — от 3% до 8,5%. В «Сбербанк страхование жизни» сообщили, что размер ежегодных выплат по наиболее популярным стратегиям составляет 11–13% с учетом изменения курса доллара. Для сравнения, максимальная ставка по депозитам десяти крупнейших банков составляла от 10% до 8,4% в 2016 году. Его данные основаны на ретроспективной доходности. «Размер инвестиционного дохода зависит от динамики выбранного направления инвестирования, коэффициента участия, динамики валюты, даты, когда был вход в рынок и ряда других факторов. Таким образом, инвестиционный доход для каждого договора индивидуален», — говорит Черников из «Ингосстрах-Жизнь».

В чем проблема? Банки зачастую не предоставляют клиенту полную информацию о ИСЖ, рекламируя его как «альтернативу депозиту, но с большей доходностью». Существование проблемы признает и Банк России. «Возможна ситуация, когда клиенты страховщиков могут, получив все, что им причитается по договору ИСЖ, остаться недовольными итоговой доходностью своих вложений», — говорится в официальном комментарии ЦБ для Forbes. В конце февраля регулятор направил в банки письмо с рекомендацией «уделять более пристальное внимание информированию клиентов о возможных рисках, связанных с инвестированием в различные финансовые услуги и инструменты». Зачастую сотрудники банков предлагают своим клиентам дополнительные или альтернативные финансовые продукты, но не объясняют гражданам все риски, указывает ЦБ. Регулятор предлагает банкам разработать специальную форму уведомления клиента, а также провести обучение персонала и даже проводить с согласия клиента аудио- и видеозапись таких продаж.

 

Понимание рисков инвестиционного страхования сейчас на достаточно низком уровне, признает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев: «Клиенты очень часто не понимают, что именно покупают, и банки специально или случайно вводят их в заблуждение». «Менеджер банка обязан рассказать об отличиях и преимуществах ИСЖ перед другими финансовыми решениями, о возможных рисках и гарантиях, донести до клиента, что вложение капитала идет в среднесрочный продукт», — говорит Черников.

Клиент может столкнуться и с другими особенностями. К примеру, договор заключается на длительный срок — 3–7 лет, а досрочное расторжение договора чревато денежными потерями. «В случае расторжения договора банковского депозита вкладчик может получить по крайней мере основную сумму, потеряв только проценты. При досрочном расторжении договора ИСЖ действует система штрафов, которая может привести к потере части основной инвестированной суммы», — говорит Екатерина Толстова. Вдобавок в отличие от банковского вклада сохранность инвестиционной страховки не гарантирована государством и в случае краха банка вкладчик не получит денежного возмещения. Продающие подобные продукты банки-агенты не отвечают перед клиентом ничем — юридическую и финансовую ответственность несет исключительно страховая компания.

В качестве плюсов продукта можно указать, что страховой полис не является имуществом, поэтому не может быть конфискован в судебном порядке и эти средства не делятся между супругами. Кроме того, если договор страхования заключается на срок не менее 5 лет, то возможно получить налоговый вычет. Максимальный размер базы составляет 120 000 рублей в год, соответственно максимальный возврат НДФЛ может составить 15 600 рублей.

Активность банков на этом рынке объяснима — высокое комиссионное вознаграждение, говорит Толстова. В среднем по продуктам, связанным со страхованием жизни, за девять месяцев 2016 года комиссионное вознаграждение составило 19%, указывает она. Сами банки и страховые компании отказываются называть размер комиссии, указывая лишь, что «уровень рыночный». «В объеме комиссионных доходов банка ИСЖ занимает лидирующую позицию», — признает начальник отдела развития агентских и инвестиционных продуктов Бинбанка Виталий Кондратович. По его словам, инвестиционная страховка по сравнению с прочими комиссионными продуктами в линейках банков позволяет агенту получить большее вознаграждение. «Продажа ИСЖ позволяет банку существенно увеличить комиссионный результат», — подтверждает Холматов. «Доходы банков от основной деятельности снизились, и комиссионный доход, который получают банки за продажи продуктов страховых компаний, стал более актуален», — говорит Черников. Вдобавок к комиссии банки зачастую заключают со страховщиками договор, который обязывает последних разместить часть денежных средств страхователей на депозитах.

У тех, кто купит этот продукт действительно есть шанс получить более высокие проценты, чем по банковскому вкладу, есть гарантия возврата номинала по договору, но нет страховки от государства и нет возможности в полной мере распоряжаться своими инвестициями. Другими словами, это финансовый продукт со своими плюсами и минусами, о которых нужно знать, чтобы не попасться на крючок агента, обещающего «такой же депозит, только лучше».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+