На полпути в цифровое будущее: насколько востребованы услуги онлайн-банкинга? | Финансы и инвестиции | Forbes.ru
$58.09
69.18
ММВБ2058.51
BRENT56.12
RTS1116.55
GOLD1294.46

На полпути в цифровое будущее: насколько востребованы услуги онлайн-банкинга?

читайте также
+3549 просмотров за суткиПять способов снизить переплату по ипотечному кредиту +2095 просмотров за суткиМиллиардерам нужна помощь: Шишханов и Гуцериев просят ЦБ о санации Бинбанка +189 просмотров за суткиС деньгами на выход. Шведская Nordea Bank Group может покинуть российский рынок +46 просмотров за суткиПретендент с историей: бывший вице-премьер Украины заинтересовался львовской «дочкой» Сбербанка +45 просмотров за суткиСчитаем потери. «Дыра» в капитале банка «Югра» выросла в 43 раза +37 просмотров за сутки«Определенное манипулирование»: Набиуллина пообещала лишить руководство «ФК Открытие» бонусов +23 просмотров за суткиToo big or not too big: как дальше развиваться крупным российским частным банкам +30 просмотров за суткиПять мифов private banking: чем рискуют крупные капиталы? +55 просмотров за суткиВслед за Саидом Гуцериевым: Нацбанк Украины нашел нового покупателя на «дочку» Сбербанка +35 просмотров за сутки«Разговор надо отложить»: Костин исключил приватизацию 10,9% ВТБ до снятия санкций +22 просмотров за сутки«В России за 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего», или Почему технологии не убьют банки? +11 просмотров за суткиАутсорсинг государства. Зачем Сбербанк решил заняться выдачей паспортов +15 просмотров за суткиЯдерное оружие, акции банков и ритейлеров. На что обратить внимание частному инвестору? +26 просмотров за суткиПринуждение к патриотизму. Рейтинг банков и управляющих компаний для миллионеров +5 просмотров за суткиУдачный эксперимент: что изменилось в мобильных приложениях банков за год +20 просмотров за сутки«Открытие» не закрыли: ЦБ объявил о санации восьмого по активам банка России +8 просмотров за суткиСанкции в действии. Крупнейший банк Крыма лишился доступа к SWIFT +7 просмотров за суткиПоддельные гарантии: как участнику госзакупок не остаться без обеспечения +20 просмотров за суткиКто увел $2,5 трлн? Средства россиян в офшорах в разы превышают резервы России +26 просмотров за суткиПять причин, почему банк откажет в кредите хорошему заемщику +7 просмотров за сутки«Пылесос» Набиуллиной: к концу года в России может остаться меньше 500 банков

На полпути в цифровое будущее: насколько востребованы услуги онлайн-банкинга?

Фото Сергея Конькова / ТАСС
Сейчас переломный момент: с одной стороны, уже многие имеют техническую возможность, попробовали и пользуются теми или иными цифровыми услугами; с другой – все еще есть большой потенциал для роста и проникновения технологий

Прежде всего нужно сказать, что среднестатистическому россиянину очень повезло с качественным и дешевым доступом в сеть. Расходы на фиксированный интернет не превышают 1,5% от общих расходов, при этом скорость интернета примерно в два раза опережает среднемировую. 

Еще один повод для оптимизма — тот факт, что самая продвинутая сфера с точки зрения цифровизации в России — это госуслуги: за последний год ими воспользовался каждый второй россиянин. При этом продвижение государственных цифровых услуг расширяет возможности для жителей России и в коммерческом секторе. Например, посредством удаленной идентификации можно открыть брокерский счет не вставая с дивана. А электронная регистрация сделки с недвижимостью займет всего пять дней, по сравнению с парой месяцев в недалеком прошлом.

Чем же занимаются в онлайн-среде среднестатистические жители России помимо пользования госуслугами? Во-первых, они уже оценили возможности коммуникационных сервисов (прежде всего соцсетей и электронной почты), а во-вторых — возможности для развлечений (каждый второй смотрит видео или слушает музыку онлайн). Другое дело, что пока россияне совсем неохотно платят за эти блага цифрового мира. Так, только 7% пользователей стриминговых сервисов за последний месяц платило за них, а за информационные сервисы (включая онлайн-газеты и журналы) платило всего около 5% их читателей.

Что касается транзакционных сервисов в Интернете, то их преимущества россияне открыли для себя уже давно: больше половины из них оплачивают товары и услуги онлайн или совершают финансовые операции, включая денежные переводы. При этом более половины (63%) интернет-пользователей прибегают к услугам мобильного или онлайн-банка как минимум раз в месяц, а свыше трех четвертей (76%) — хотя бы иногда. При этом одной из самых популярных финансовых операций в онлайн-среде являются денежные переводы. Основная причина, по которой некоторые наши с вами соотечественники не совершали финансовых или банковских операций онлайн, — «не было необходимости» (49%). Более трети — 34% — беспокоились о безопасности онлайн-транзакций. 

Житель России достаточно скромен и малоактивен в интернет-среде. Только около четверти российских интернет-пользователей еженедельно делится медиаконтентом или оставляет комментарии онлайн, тогда так в Бразилии, к примеру, доля таких пользователей составляет 73%, в Турции — 65%, Китае — 44%, в США — 39% (по данным Kantar TNS).

Среднестатистический россиянин все еще предпочитает общаться с друзьями офлайн. Получение новостей, чтение газет и журналов, прослушивание музыки, просмотр фильмов тоже пока еще чаще осуществляются офлайн, но здесь баланс скоро может сместиться в пользу онлайна. Так, по данным Kantar TNS, в большинстве развитых стран, а также в Китае и Бразилии, газеты и журналы уже по большей части читают в интернете. А вот если россиянину нужно найти какую-то информацию, то он однозначно начнет поиск с интернета.

Итак, переломный момент наступил, что же дальше? С ростом доверия к цифровой среде проникновение технологий в жизнь россиян будет расти. А одним из драйверов станет активизация использования мобильного интернета и мобильных сервисов, а также постепенное перетекание различных повседневных занятий в онлайн.

Такие данные мы в Sberbank CIB получили при подготовке нового регулярного аналитического исследования «Цифровой индекс Иванова», призванного изучить уровень использования цифровых технологий в жизни россиян. Индекс разрабатывался с учетом глобальных индексов цифровизации и инноваций и запускался в партнерстве с Kantar TNS. В соответствии с лучшими мировыми практиками индекс определяется для всего населения, а не только для активных пользователей интернета. Поэтому за основу взяты данные телефонного опроса около 2400 респондентов — среднестатистических россиян («Ивановых») в возрасте от 14 до 64 лет, проживающих в городах с населением более 100 000 человек.