К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Падение рубля: как изменились цены на путешествия и потребительские товары?

REUTERS / Luke MacGregor
REUTERS / Luke MacGregor
Цены на туристические путевки взлетели вверх вслед за курсом доллара и вряд ли будут снижаться в этом году

Текущее ослабление рубля вряд ли окажет серьезное влияние на цены потребительских товаров, имеющих высокую импортную составляющую (бытовая техника, автомобили), а вот туристические путевки в цене вырастут и вряд ли будут дешевле, чем в марте-апреле этого года. В то же время падения спроса мы не ожидаем, так как относительно 2016 года товары в цене не вырастут (а может быть, какие-то даже снизятся), а средняя стоимость зарубежной путевки упадет на 10-18%. Критичным для потребительского спроса на 2017-2018 годы мы видим курс рубля, превышающий 67-70 рублей за доллар, — устойчивое закрепление на этих уровнях и выше сменит рост потребительского спроса на падение.

Российский потребительский сектор, а также сфера услуг имеют зависимость от изменения курса рубля относительно доллара США и/или евро. Эта зависимость определяется через наличие импортной составляющей в том или ином продукте или услуге. Чем больше в товаре/услуге импортных компонент, тем, соответственно, больше изменений на валютном рынке имеют воздействие на его стоимость. Наиболее чувствительными являются зарубежные туристические путевки, торговля бытовой техникой и электроникой, одеждой, автомобилями, фармацевтические товары. Несколько меньше это влияние на продукты питания, определенные виды бытовой химии и парфюмерии.

Показательным в этом отношении выглядит ситуация в 2015-2016 годах, когда курс рубля по отношению к среднему значению за 2014 год вырос в 1,73 раза (с 38,6 рубля за доллар в 2014 году до 67,0 рублей за доллар в 2016 году, в 2015 году было 61,3 рубля за доллар). За этот период (два года) в среднем товары в РФ подорожали на 23,7% (на 15,5% в 2015 году и на 7,4% в 2016 году). При этом наибольший рост цены среди потребительских товаров продемонстрировали фармацевтические препараты. Например, валидол и анальгин за два года выросли в цене в 1,8 раза, валокордин – в 1,7 раза, аспирин – в 1,6 раза. Сильно дорожали орехи и сухофрукты – в 1,7-1,8 раза. Турпутевка в Испанию увеличилась в цене в 1,65 раза, а в целом услуги в сфере зарубежного туризма в 1,54 раза. При этом бытовая техника в среднем выросла в 1,3-1,4 раза, а автомобили — в 1,3 раза. Как это ни удивительно, но были товары/услуги, цены на которые или снижались, или росли в пределах 3-5%. Это картофель и лук, услуги связи (стационарной, мобильной, доступ в интернет), аренда квартир.

Тем не менее, все-таки большая часть продукции выросла в цене и причины тому – долгосрочное ослабление национальной валюты (два года). Продавцы были вынуждены реагировать на сложившиеся реалии. Сейчас ситуация несколько иная.

Текущее ослабление национальной валюты вполне закономерно, так как в первом полугодии рубль был явно перекуплен, но в целом по 2017 году курс по нашим оценкам не превысит уровни 2016 года. В этой связи продукция с длительным циклом реализации (мебель, бытовая техника и электроника, автомобили) может на ослабление даже не отреагировать, а вот туристические услуги будут подвержены его влиянию.

В 2017 году рубль укрепится на 10-11% (средний курс 2017 года к среднему курсу 2016 года). Это должно если не снизить цены на автомобили, бытовую технику и электронику, а также ряд других потребительских товаров, то по крайней мере остановить рост цен на них. Надо отметить, что этот фактор (укрепление рубля) является одним из основных, почему на этот год многими экспертами, в том числе и со стороны государства, даются прогнозы низкой инфляции на этот год (около 4%).

Что касается туристических путевок, то запрос цен на них осуществляется практически в режиме онлайн. Вы приходите покупать тур, и оператор дает вам стоимость путевки, исходя из того курса, который сформировался практически сегодня. Поэтому в моменты укрепления рубля вы платите меньше, а в период его ослабления – больше. Для сравнения, покупая путевку в апреле, при прочих равных условиях, сейчас за нее придется заплатить на 6-10% больше. С учетом того, что мы не ожидаем сильного укрепления рубля до конца года, а более вероятна его консолидация на текущих уровнях (около 60 рублей за доллар), то купить путевку сопоставимую по своим параметрам, дешевле, чем в первой половине 2017 года вряд ли удастся (если не учитывать какие-либо специальные «горячие» предложения от туристических операторов). Но при этом по сравнению с 2016 годом только за счет более крепкого рубля туристические путевки подешевели на 10-11%, а, благодаря открытию Турции снижение средней стоимости тура может быть порядка 17-18%. На этом фоне и можно наблюдать оживление туристического рынка в этом году.

Интересным является вопрос, какой курс рубля может оказать негативное влияние на спрос как на туристические услуги, так и импортные потребительские товары. Мы считаем, что при курсе рубля устойчиво выше 67-70 рублей за доллар в 2017-2018 годах восстановление сменится падением.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+