Банки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство

Наталия Бокша Forbes Contributor
Фото DR
Жесткая конкуренция между финтехами и классическими банками, похоже, заканчивается. Став полноценными участниками финансовых рынков, многие молодые и агрессивные технологические компании все чаще предпочитают войне сотрудничество. Банки не против – им это тоже выгодно.    

Появление финтехов на финансовом рынке поначалу могло показаться вторжением. Не отягощенные ни серьезной It-инфраструктурой, ни штатом аналитиков и офисами по работе с клиентами, финтехи выводили на рынки успешные продукты, до этого времени считавшиеся исключительно банковской прерогативой. Финтехи и по сей день продолжают атаковать, предлагая клиентам большие по сравнению с банками мобильность и удобство работы с системами управления личными финансами, P2P-платежами, кредитами и переводами.

За пять прошедших лет инвестиции в финтехи в мире выросли в пять раз, достигнув в 2016 году $30 млрд. При этом их бурный рост имеет мало общего с известным «доткомовским пузырем»: отношение текущей цены актива к его балансовой стоимости составляет у финтехов около x8 против x60 у доткомов. Также на стороне финтехов значительно меньшее число IPO (6 против более чем 300) и более высокий уровень зрелости компаний, проводящих первичное размещение (12 против 4 лет).

Игры в «песочнице»

Регуляторы активно поддерживают растущий рынок. В частности, Европейский PSD2 (Payment Service Directive) открывает доступ через API (программный интерфейс приложения) к информации об остатках на счетах клиента в любом банке, давая возможность проводить платежи и переводы сторонним компаниям. А английский OBS (Open Banking Standard) помимо платежей предоставляет финтехам доступ к полной финансовой информации о банковской клиентуре (по предварительному одобрению клиента).

Специально для финтехов регуляторы создают «песочницы» – свободные от регуляторных рисков «детские садики» для тестирования инновационных финансовых продуктов, услуг и бизнес-моделей в рыночной среде. Первопроходцем стала Великобритания, однако все больше стран перенимают эту практику. Таким образом, регулятор передает традиционным игрокам важное сообщение: финтехи – это серьезно.

Взаимодействие – основа успеха

Если изначально финтех-компании фокусировалось в основном на платежах и переводах, то сейчас их предложение становится более универсальным. Около половины финтехов уже работает в B2B сегменте, предоставляя своим клиентам, в том числе банкам, сложные сервисы. Среди них решения в сфере противодействия отмыванию денег, решения для идентификации пользователей, в том числе на основе биометрии, а также системы искусственного интеллекта. Согласно опросам, уже более половины банковских клиентов пользуются параллельно хотя бы одним финтех-продуктом. Правда, их безопасность и качество еще вызывают опасения.

Наступление финтехов на консервативный банковский рынок, где по-прежнему значимы репутация и традиционалистский подход к клиенту, выявило их уязвимые места. В частности, опросы показывают, что уровень кибербезопасности финтех-компаний часто становятся барьером для потенциальных корпоративных и частных партнеров. Если для небольших краткосрочных продуктов (платежи, P2P, кредитование) и инновационных решений (кредиты малому и среднему бизнесу, мобильные платежи для тех, кто не имеет счета в банках) клиент все чаще обращается к финтехам, то вход на рынок сложных и долгосрочных услуги (депозиты, управление капиталом) для них по-прежнему затруднен. Во многом по этим причинам нынешняя бизнес-модель финтехов смещается в сторону партнерств и налаживания взаимодействия с традиционными банковскими структурами.

Стратегия win-win

Банкам все труднее игнорировать финтехи, сотрудничество с которыми может способствовать сохранению доходности в новой реальности. Например, коллаборация с новичками предоставляет банкам доступ к новой клиентской базе и новым источникам дохода. В частности, с открытием доступа к счетам клиентов через API банки смогут обслуживать чужих клиентов через свои интерфейсы. Кроме того, банки через финтехи получают новые точки продаж, а главное – новые технологии, увеличивая скорость развития инноваций в отрасли.

Выигрывают и финтехи. Они получают прямой доступ к банковским клиентам и купируют свои кибер-риски. С точки зрения потребителей выигрыш также очевиден: конкуренция пар «банк-финтех» приводит к увеличению качества продуктового предложения.

Варианты партнерства

Уже 55% крупнейших банков мира сотрудничают с финтехами по ряду направлений, предоставляя им возможность масштабирования бизнеса, в обмен получая инновации. В России с ее ограниченными ресурсами для крупных частных инвестиций партнерства уже сложились – более 70% всех российских финтехов создано при участии банков из первой рейтинговой десятки.

Партнерства банков с финтехами развиваются по четырем основным направлениям.

Улучшение клиентского интерфейса. Canadian Imperial Bank of Commerce в результате сотрудничества с финтехом Borrowell дал возможность клиентам получать кредит «одним кликом», а Scotiabank внедрил аналогичное решение совместно с Kabbage.

Цифровизация процессов. Банк HSBC начал использование облачных хранилищ данных в кооперации с финтехом Tradeshift, который специализируется на облачных технологиях. Протоколом сделок Ripple, предлагаемым Tradeshift, уже пользуются более 75 банков, среди которых Standard Chartered, Bank of America и UBS.

Углубленная аналитика. Банковская группа BBVA наладила сотрудничество одновременно с несколькими финтех-компаниями. Одна из них, Destacame, анализирует данные по оплате коммунальных услуг для кредитного скоринга.

Расширение продуктового предложения. Финтех Lending Club, ориентированный на P2P кредитование, заключил соглашение с Citigroup, а банк Santander сотрудничает с Funding Circle, который специализируется в краудфандинге.

Ключевые уроки

Банкам необходимо окончательно принять тот факт, что их бизнес-модель сегодня является «открытым протоколом», доступным для использования другими игроками рынка. Естественный шаг в этой ситуации – взаимодействие с финтехами для формирования конкурентного преимущества по качеству клиентского опыта и спектру сервисов. Все больше банков с помощью финтехов формируют вокруг себя экосистемы сервисов.

В то же время финтехам нельзя расслабляться. Им необходимо найти устойчивых долгосрочных партнеров, с которыми вместе можно быстро наращивать клиентскую базу, необходимую для дальнейшего развития с учетом возрастающей конкуренции, увеличивающихся операционных затрат и повышения скорости инноваций.

Поскольку маховик финтехов уже не остановить, регуляторам всех национальных рынков по примеру Великобритании имеет смысл рассмотреть возможность налаживания сотрудничества с финтехами и создания безопасной среды для тестирования идей и выращивания в «песочницах» успешных, полезных и устойчивых компаний.

Материал подготовлен при участии Михаила Петрова, руководителя проектов McKinsey & Company и Ольги Подиновской, старшего эксперта-аналитика McKinsey & Company

Новости партнеров