Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост | Forbes.ru
$59.45
70
ММВБ2125.25
BRENT61.93
RTS1126.39
GOLD1290.10

Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост

читайте также
+290 просмотров за суткиДизайн в борьбе с Альцгеймером: 5 открытий Dubai Design Week +321 просмотров за суткиАкадемический капитализм. Как американские университеты превращают исследования в бизнес +426 просмотров за суткиВиртуальный университет. Почему государство выделяет 2 млрд рублей АСИ на онлайн-обучение +157 просмотров за суткиПочему так важно учить мальчиков отдельно от девочек и другие ноу-хау британского образования +504 просмотров за суткиСемейный альбом: как изменился портрет российского домохозяйства с середины 1990-х годов +229 просмотров за суткиСлабая политика: Россия заняла 71 место в рейтинге гендерного равноправия World Economic Forum +126 просмотров за суткиСила желания: самые востребованные бизнес-школы США — 2017 +15 просмотров за суткиНа службе Родине: государство остается главным работодателем +20 просмотров за суткиСША или Великобритания: в какой стране лучше учиться +26 просмотров за суткиДеньги и знания. Нужно ли высшее образование, чтобы стать миллиардером +24 просмотров за суткиВремя или глубина: как оценить качество российского образования +1 просмотров за суткиВартан Грегорян, президент фонда «Корпорация Карнеги»: «Образование — шанс на новую жизнь» +20 просмотров за суткиГде и чему московские миллиардеры учат своих детей +3 просмотров за суткиРаспустили руки: 5 университетов Британии, в которых научат работать +54 просмотров за суткиУроки для взрослых: чему учиться в 30, 40 и 50 лет +9 просмотров за суткиМакулатура в ранце: почему то, чему учат в школе, не пригодится +31 просмотров за суткиМиллиардер Вадим Мошкович открывает частную школу. Чему он научит ваших детей? +16 просмотров за суткиВыгодное вложение: лучшие бизнес-школы 2017 по версии Forbes +10 просмотров за суткиИнвестиции в наследников. Как образование помогло капиталистам проявить себя не только в бизнесе +1 просмотров за сутки24 часа в университетской библиотеке Британии: чем заняться в тишине

Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост

Тигран Шмис Forbes Contributor
Фото AP / TASS
Инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех

Экономика государства и дошкольное образование не настолько далеки друг от друга, как могло бы показаться на первый взгляд. Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана и его учеников о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование показали, что вложения в самом раннем возрасте (0-6 лет) являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. При этом наибольший эффект достигается при работе с детьми из семей в трудной социально-экономической ситуации.

Это известное исследование по сути перевернуло взгляд человечества на дошкольное образование, которое начало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета. Более категоричные ученики Хекмана, которые изучали эластичность вложений в когнитивные и некогнитивные навыки детей, пришли к выводу, что инвестировать в то, насколько человек станет сообразительным в будущем, имеет смысл только до достижения ребенком 5-летнего возраста. Однако вкладываться в детей в расчете на то, что они вырастут самостоятельными в принятии решений, хорошими коллегами, ответственными и этичными работниками, можно всегда.

Говоря о цифрах, довольно любопытно изучить результаты исследований, которые в разное время проводились в США и Великобритании. Особый интерес представляют долгосрочные исследования, когда эффект от программ раннего детского развития прослеживается на сроках до 40 лет.

Такие программы показывают высокий уровень возврата вложенных средств (см. график 1). К примеру,  программа дошкольного образования Перри наглядно демонстрирует, что каждый вложенный в ребенка доллар вернулся в шестнадцатикратном размере через 40 лет. Это позволяет сделать вывод о том, что подобные государственные инвестиции дают значимый и длительный эффект. В пересчете на доллары и рубли он включает в себя, в том числе, меньшую зависимость населения от социального обеспечения в будущем, более высокую занятость и заработную плату, высокие государственные доходы и пониженные расходы, а также снижение уровня преступности.

Дети и ВВП

Наиболее авторитетные тесты PISA, TIMSS, PIRLS в которых Россия участвует с 2000 года, подтверждают, что каждый дополнительный год дошкольного образования приносит дополнительные баллы школьникам 4-х и 8-х классов. Но по итогам этих тестов проводятся и экономические исследования. Так, например, в США посчитали, что если бы 75% школьников, баллы которых находятся в нижней части распределения, достигли бы результатов 25% самых успешных сверстников по математической и естественнонаучной грамотности PISA, то за 35 лет ВВП страны мог бы увеличиться на 10%.

При этом простое выравнивание достижений школьников США со средними по ОЭСР значениями повысило бы ВВП страны на 1,7% за 35 лет. Поскольку дошкольное образование является предиктором высоких достижений — как когнитивных, так и некогнитивных, можно утверждать, что инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех.

Россия вкладывает достаточно высокую долю ВВП в дошкольное образование по сравнению со странами ОЭСР — в 2014 году она приближаясь к уровню в 1%. Отчасти это объясняется массовыми инвестициями в рамках капиталоемкой программы по реализации майских указов и наращиванием охвата от 3 до 7 лет.

Однако в последние годы вложения в образовательную систему в России, выраженные в доле ВВП, сокращаются. Так в 2015 году общие расходы на образование (и дошкольное, и школьное, и высшее) снизилась до 3,6%, в то время как страны ЕС вкладывали 4,9%, а США — более 6% ВВП. Снижение трат на российскую систему образования пропорционально сказалось и на вложениях в дошкольное образование.

С прицелом на будущее

Внимание к дошкольному образованию позволило международной общественности включить этот уровень образования в перечень целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Так, согласно задаче 4.2, к 2030 году страны ООН должны добиться, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественному дошкольному образованию и имели возможность подготовиться к начальной школе.

Россия, приняв новый закон об образовании и включив дошкольное образование в официальный перечень уровней образования, по сути, вошла в клуб стран с повышенным вниманием к детям раннего возраста и приняла обязательства по выполнению этой цели. Международным экспертам, в число которых входят и российские ученые, еще предстоит определиться с индикаторами этой цели, но сам факт ее постановки является важной вехой в развитии стран.

Таким образом, российская система образования сделала важнейший шаг в сторону укрепления самого эффективного и позитивного института развития человеческого капитала — дошкольного образования. Однако для повышения отдачи от системы дошкольного образования России еще многое предстоит достичь.

Одной из ключевых задач является дальнейшее развития системы, которое предполагает расширение ее охвата на детей возрастом от 0 до 3 лет, особенно на ребят из семей в трудном материальном положении. Системе дошкольного образования также необходимо решить проблему адаптации и интеграции детей из семей с неродным русским языком. Кроме того, требуются шаги по обеспечению полноценной инклюзии, чтобы доступ к образованию могли получить дети с инвалидностью и особенными возможностями здоровья. Все это требует повышенного внимания политиков – не только чиновников в сфере образования, но и представителей законодательной и исполнительной власти.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться