К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Искусство оценки. Как правильно выбирать акции для инвестиций

Фото Brent Lewin / Bloomberg via Getty Images
Фото Brent Lewin / Bloomberg via Getty Images
Как понять, насколько недооценена или переоценена акция, и на что ориентироваться при покупке ценных бумаг

Акция ВТБ стоит около 5 копеек, акция «Норникеля» — около 11 000 рублей. Казалось бы, ответ на вопрос о том, какая бумага дешевле, очевиден. Однако в действительности цена акции —  это просто цифра, которая сама по себе ничего не значит.

Количество акций может быть как очень маленьким, так и крайне большим. Если стоимость одной бумаги в сотни раз меньше другой — это скорее говорит о том, что у одного из эмитентов количество акций значительно больше, чем у другого.

Например, у ВТБ больше пятикопеечных акций, чем у «Норникеля» бумаг за 11 000 рублей. Акции «Норникеля» стоят дорого, потому что их мало. Бумаги ВТБ стоят дешево, потому что их много. Таким образом, нужно сравнивать не цены на акции, а стоимость всего бизнеса.

 

1. Узнайте стоимость компании

По-другому стоимость компании называется рыночной капитализацией. Допустим, вы выбираете между банком ВТБ и «Норникелем». Чтобы узнать, как фондовый рынок оценивает публичную компанию, умножьте стоимость ее акции на их общее количество. По итогам этих нехитрых вычислений вы увидите, что  компания «Норникель» стоит примерно в два раза дороже ВТБ:

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017
Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

То, что стоимость акций варьируется от копейки до десятков тысяч рублей, является спецификой российского рынка. Так сложилось исторически. В США акции в основном торгуются по цене в диапазоне от $1 до 100.

 

Если стоимость акции американской компании чрезмерно растет — бумаги делятся, чтобы цена оставалась в границах этого коридора. В этой связи в США разница между ценами акций не столь значительна, как в России.

Следует помнить,  что капитализация компании на бирже — это мнение инвесторов о том, сколько она должна стоить. Решения о покупке ее акций могут приниматься по разному: кому-то нравится бренд, кто-то пытается оценить качество бизнеса. Для тех, кто выбирает последний вариант, самый быстрый и верный способ оценить качество — узнать, насколько прибылен бизнес компании.

2. Сравните цену и качество

Акция публичной компании — это доля в бизнесе. Чтобы понять, сколько она должна стоить, нужно оценить, как скоро вложения в конкретного эмитента окупятся. С одной стороны, компания может вернуть инвестору деньги только одним способом: поделиться прибылью, то есть, заплатить дивиденды.

 

С другой стороны, помимо выплаты дивидендов, компания может направить свою прибыль на развитие бизнеса. Тогда финансовые показатели эмитента могут улучшиться, и его акции подорожают. В любом случае вы или сразу вернете часть денег, или ваша доля подорожает.

Чтобы оценить стоимость акции, сравните ее цену с прибылью компании:

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017
Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

Если вы разом купите все акции ВТБ по нынешней цене и его годовая прибыль не изменится — значит вам понадобится примерно 13 годовых прибылей, чтобы вложение окупилось. Или, другими словами, 13 лет. Если на таких же условиях купить «Норникель» — он окупится примерно через 10 лет. Выходит, по соотношению цена/прибыль акция «Норникеля» за 11 000 рублей выгоднее, чем акция ВТБ за 5 копеек.

Формулы для такой оценки акций называются мультипликаторами. Это производные показатели, которые отражают соотношение между финансовыми результатами компании (прибыль, выручка, долги, капитал) и ее капитализацией.

Мультипликатор капитализация/прибыль (P/E, price/earnings) показывает, через сколько лет инвестиция окупится, если цена акции и прибыль компании останутся на том же уровне.

 

Хотя прибыль у бизнеса постоянно меняется, P/E является базой для расчета. Сравним «Газпром» и Netflix:

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017
Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

Если в следующем году прибыль «Газпрома» вырастет в два раза, P/E снизится до 1,55 и, если цена акции и прибыль сохранятся на том же уровне, вложения в эту компанию окупятся в два раза быстрее. Если же прибыль Netflix вырастет в два раз – инвестиции в этот сервис все равно окупятся только через 228 лет.

Есть еще один полезный мультипликатор прибыль/капитализация (E/P, earnings/price). Он показывает, сколько процентов вы потенциально можете заработать за год на дивидендах и изменении стоимости акции, если цена акции и прибыль компании останутся на том же уровне.

Чтобы посчитать E/P, разделите годовую прибыль на капитализацию и умножьте результат на 100, чтобы получить процент:

 
Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017
Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

Какой метод расчета вы бы ни выбрали, помните, что это просто теоретический прогноз. В такой модели предполагается, что цена акции зависит только от прибыли и не учитывается влияние внешнеэкономических факторов, новостного фона и общественного мнения.

Сами по себе мультипликаторы P/E и E/P показывают только то, дешево или дорого стоит компания. Они ничего не говорят о том, эффективен ли бизнес.

3. Инвестируйте в бизнес, а не в формулы

Бизнес бывает разным. Например, нефть и газ — это консервативные отрасли, которые уже прошли стадию быстрого развития и сейчас относительно стабильны. IT и медиабизнес — наоборот, инновационные сектора рынка, где неизвестная компания за несколько лет может выбиться в лидеры.

Низкий P/E, как у «Газпрома», показывает, что стоимость акций компании вряд ли упадет ниже, – вероятнее, она вырастет. Однако это не означает, что вложения в эту компанию являются хорошей инвестиционной идей. Это значит лишь то, что она дешево стоит. С другой стороны, если Netflix в следующие 10 лет будет ежегодно удваивать прибыль, как он делал до сих пор – не важно, что у него высокий P/E. Инвестиции в эту компанию окупятся гораздо быстрее.

 

Вот несколько советов, как оценивать качество бизнеса:

Разбирайтесь в бизнесе. Узнайте, на чем компания зарабатывает, чем владеет, какова ее долговая нагрузка.

Смотрите динамику. Прибыль, которую компания получает на основном бизнесе, называется операционной. Например, «Газпром» зарабатывает большую часть денег, продавая газ. Допустим, он продаст крупную часть бизнеса и получит разовый доход, благодаря чему его годовая прибыль вырастет в два раза. Второй раз продать уже не получится, а значит в следующем году прибыль будет меньше. Чтобы правильно оценить доходы, посмотрите динамику прибыли компании за последние несколько лет.  Данные можно найти в бесплатных финансовых сервисах, например Google Finance, Yahoo Finance, Investing.com и Tezis.

Принимайте решения сами. Акции долго могут быть недооцененными или переоцененными. В целом рынок может долго ошибаться, но когда вы формируете портфель ценных бумаг, вам все равно нужно от чего-то оттолкнуться. Что-то должно стать фундаментом. Показатель P/E является хорошей базой. Он не предскажет, сколько вы заработаете за год, будет ли у компании прибыль или убытки, но вы будете понимать, на что способен ваш портфель.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+