Опасный метод. Кто выиграет от снижения порога беспошлинного ввоза покупок

Фото Ina Fassbender / DPA / TASS
В следующем году порог беспошлинного ввоза интернет-покупок в Россию может снизиться в 50 раз — до €20. Минфин надеется увеличить доходы бюджета, но на деле эта мера может вылиться в переход интернет-торговли в серую зону

Возможное понижение порога беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа до €20, которое Минфин прописал в одном из документов к материалам бюджета на 2018 год, вызвало волну обсуждений со стороны экспертов и участников рынка.

Многие специалисты выразили мнение о неготовности Федеральной таможенной службы (ФТС), Почты России и других перевозчиков к обработке потока таможенных платежей, число которых может увеличиться в разы, если решение будет принято правительством. Однако, по мнению экспертов, техническая сторона вопроса не вызовет серьезных трудностей. Сложность процесса сейчас лежит скорее в политической и социальной плоскостях. 

В настоящее время порог беспошлинного ввоза товаров в Россию довольно высокий и составляет €1000. Это факт, с которым соглашаются почти все участники рынка трансграничной интернет-торговли. В западных странах порог существенно ниже, что, в частности, помогает уравнивать конкуренцию для зарубежных и местных производителей, а также сближать условия ведения бизнеса для офлайн- и онлайн-торговли.

Есть ряд стран, в которых очень низкий порог успешно применяют в качестве заградительной меры для импорта товаров, давая возможность местным предпринимателям развивать свое производство. 

За счет международной интернет-торговли российский бюджет несомненно может получить дополнительный доход. Только за первое полугодие 2017 года общее число отправлений с товарными вложениями составило 152 млн, однако из них подлежали оплате порядка 30 000 отправлений, а общий объем собранных средств составил около 250 млн рублей, что более чем скромно.

По расчетам Минфина, снижение порога до €20 дополнительно может принести бюджету 30 млрд рублей в 2018 году и 60 млрд рублей в 2019 году.

Нужно понимать, что эти цифры рассчитаны в идеале, а, чтобы реально получить такую собираемость с введением новых норм, государству необходимо будет отладить процессы по отслеживанию стоимости посылок и взиманию платежей.

Не секрет, что бизнес зачастую искусственно занижает стоимость товаров, что затрудняет адекватный расчет суммы, от которой исчисляется таможенная пошлина. Но если сегодня, ввиду того, что беспошлинный порог объективно высокий, и споры относительно таможенной стоимости практически не возникают, то при пороге в €20 такие споры и, как следствие, проверки ФТС, неизбежны.

Кроме того, уже сейчас на рынке представлены такие компании, как сервисы-консолидаторы. Эти фирмы предоставляют услуги по переупаковке и отправке нескольких покупок как единого отправления, позволяя покупателю не только экономить на доставке, но и указывать произвольную стоимость и состав вложений в посылках так, чтобы они могли с минимальными затратами пересечь российскую границу. Существует реальная вероятность того, что значительное снижение порога приведет к росту популярности таких услуг.

Три причины 

Планы по снижению порога существуют давно и рассматриваются на разных уровнях — как администраторами платежей, то есть таможней, так и правительством. Одним из ориентиров российского правительства и бизнес-сообществ в сфере торговли было решение комиссии стран ЕЭАС.

Таможенный союз предложил понижать порог беспошлинного ввоза в наименее стрессовом режиме — сначала с €1000 до €500 в следующем году, а потом в течение нескольких лет плавно привести его к планке в €200. 

Сложность и чувствительность этой темы состоит в том, что здесь пересекаются интересы нескольких групп, которым снижение нужно в разных размерах и с разной скоростью. Есть несколько составляющих — политическая, психологическая и технологическая.

Весомой политической причиной не принимать сейчас радикальных решений по снижению порога могут быть президентские выборы в 2018 году. Объективно, это не самое лучшее время для реализации непопулярных мер.

Резкий переход от беспошлинного порога в €1000 сразу к €20 будет болезненным не столько с финансовой, сколько с психологической точки зрения. Также существует довольно высокая вероятность того, что объем трансграничной торговли значительно снизится — многие просто не захотят заказывать товары из-за рубежа, чтобы не взаимодействовать с таможенными органами.  Это не позволит бюджету получить запланированный доход.

Кроме того, недобросовестные продавцы могут начать использовать различные «серые» схемы, чтобы обойти новые правила. К примеру, они начнут по договоренности с покупателем указывать в сопровождающих документах цену в несколько ниже установленной планки.

Важна и техническая сторона вопроса: когда необходимость понижения порога впервые стала предмот дискуссии, этот процесс в значительной степени тормозился отсутствием технологий по обработке большого объема информации, а также быстрой и надежной оплате возникающих платежей. Впрочем, сейчас такие технологии  уже есть.

Дело техники 

Самим покупателям, как правило, не приходится иметь дело с таможенным оформлением. Эти заботы берут на себя компании, занимающиеся доставкой, — Почта России и частные перевозчики.

В случае превышения беспошлинного порога ФТС формирует соответствующие документы на оплату таможенных платежей.

При этом если три-четыре года назад все оформление осуществлялось на бумажных носителях, то сейчас ФТС может использовать реестры в электронном виде, а у покупателя есть возможность произвести оплату в терминале на таможенном пункте, распечатав полученную квитанцию с штрих-кодом, либо в режимие онлайн через личный кабинет экспресс-перевозчика.

Объем собранных в рамках этой технологии таможенных платежей как в денежном выражении, таки и в доле от общего объема показывает эффективность такого способа администрирования.  

Таким образом, в техническом плане при новых вводных — снижении порога до €20 — таможне в первую очередь нужно будет решать вопрос с полным отказом от бумажных документов и переходу к электронному взаимодействию с участниками рынка. Без этих изменений ФТС с новым потоком будет справиться сложно.

Второй важной задачей станет контроль стоимости посылок. Это реализуемо, если ФТС будет видеть стоимость сделки и расчеты по ней, что становится возможным при более тесном взаимодействии таможни с банками и интернет-магазинами. 

Новости партнеров