Латвийский кризис: кто пострадал от блокировки счетов и как быть дальше
Фото Getty Images

Латвийский кризис: кто пострадал от блокировки счетов и как быть дальше

Сергей Назаркин Forbes Contributor
Фото Getty Images
Латвийские банки начали массово блокировать средства на счетах клиентов, которым теперь нужно доказывать законность проводимых операций. Сложнее всего вернуть деньги будет состоятельным частным лицам

Прибалтийские и, в частности, латвийские банки на протяжении долгих лет были весьма любимы клиентами из России, Украины и стран СНГ. Туда шел как средний бизнес, так и клиенты из категории high-net. И латвийские банки с удовольствием принимали всех — как владельцев ларьков, так и обладателей многомиллионных состояний. Последние любили эти банки за низкие тарифы, высокий уровень сервиса, удобный интернет-банк, русскоязычную поддержку от персонального менеджера в любое время дня и ночи, готовность к диалогу и определенную гибкость. По сравнению с неповоротливыми швейцарскими банками, латвийские банки действительно обладали рядом преимуществ.

Надо сказать, что, к сожалению, в число этих преимуществ никогда не входили высокая стабильность и надежность. Но даже несмотря на это, банки вполне подходили для решения определенных задач. Например, через них оплачивались расходы, связанные с содержанием яхт и самолетов: вознаграждение экипажу, ремонт, хранение, эксплуатация и т. д. Кроме того, латвийские банки могли использовать для проведения мелких по сумме, но частых платежей в рамках ведения конкретного бизнеса — что совсем не приветствуется у западноевропейских банкиров.

То, что произошло в банковской системе Латвии за последние два месяца, пожалуй, является беспрецедентной историей. Все началось 13 февраля, когда финансовые власти США обвинили банк ABLV в содействии отмыванию денежных средств и фактически запретили ему расчеты в долларах. Далее события начали развиваться стремительно: охваченные паникой клиенты стали выводить из банка деньги — буквально за пару дней банк лишился порядка €600 млн. А уже через неделю, после неудачных попыток укрепить ликвидность, банк объявил о самоликвидации.

Но это оказалось только началом. В марте банковскую систему Латвии начало буквально лихорадить. То ли опасаясь повторения ситуации с ABLV, то ли просто в угоду американцам финансовые и надзорные органы Латвии, казалось, задались целью полностью избавиться от нерезидентов в местных банках. Фактически была поставлена задача уменьшить долю обслуживаемых международных клиентов до 5% (с существующих 40%), то есть в восемь раз. Задача была поставлена в марте, а 25 апреля уже в окончательном чтении был принят закон, ограничивающий работу банков с так называемыми shell-компаниями или «пустышками». Определение такой компании было указано в законе, и есть основания полагать, что большое количество клиентов, ведущих международный бизнес через латвийские банки, подпадают под новое ограничение.

Ряд банков отреагировал на новые веяния моментально и заморозил средства на счетах клиентов, заблокировав их до момента, пока клиент не предоставит доказательства того, что его компания проводила законные операции. И основная проблема сейчас заключается в масштабе происходящего — он настолько велик, что не все до конца понимают: деньги, застрявшие на счетах, могут уже никогда не вернуться к некоторым своим владельцам.

Многие полагают, что эта проблема их не коснется, поскольку операции проходили в соответствии с законом и требованиями банка. Кроме того, некоторые клиенты пользовались услугами самого банка по регистрации и обслуживанию своих иностранных компаний, а также получали консультации по проведению транзакций таким образом, чтобы в дальнейшем не возникало проблем. На самом же деле оказалось, что покровительство банка никак не гарантирует клиентам неприкосновенность. Все они в общем порядке должны будут доказывать свое право на капиталы.

А что касается категории high net, то им вернуть деньги будет, вероятно, даже сложнее, ввиду того, что зарубежные структуры зачастую оформлялись не на них самих, а на их доверенных лиц.

Клиенты, попавшие в данную неприятную историю, вынуждены нести колоссальные потери. Банки, понимая совсем не радужные для себя перспективы, судорожно пытаются хоть как-то заработать — напоследок, как говорится, и вводят безумные тарифы за обслуживание заблокированных счетов, исчисляемые тысячами и десятками тысяч евро. И клиенты вынуждены платить эти деньги до тех пор, пока ситуация не разрешится или, что более вероятно, не закончатся средства на счету.

Если у кого-то еще остались сомнения в серьезности происходящего, то с ними стоит попрощаться и немедленно начать действовать. Банк не может дать четких сроков и однозначного ответа, заставляет ждать неделями, кормит пустыми обещаниями? Обращайтесь к местным юристам, грозите судебными разбирательствами, не давайте банку забыть о себе и отодвинуть ваш вопрос в сторону. Такая тактика работает — проверено на практике.

Новости партнеров