Осада водителей. Полисы ОСАГО подорожают на 20%
Фото Pavel Golovkin / AP / TASS

Осада водителей. Полисы ОСАГО подорожают на 20%

Forbes
Юлия Титова Forbes Staff, Данил Седлов Forbes Staff
Фото Pavel Golovkin / AP / TASS
Центробанк планирует расширить тарифный коридор в ОСАГО на 20% в обе стороны. На практике это обернется увеличением стоимости как самых дешевых, так и дорогих полисов, признает сам регулятор

Летом Центробанк планирует пересмотреть базовые тарифы на ОСАГО, расширив верхнюю и нижнюю границы тарифного коридора в этом виде страхования на 20%, сообщил журналистам зампред Банка России Владимир Чистюхин. Таким образом, нижняя граница тарифа при оформлении полиса для легкового автомобиля составит 2746 рублей против нынешних 3432 рублей, а верхняя поднимется с 4118 до 4942 рублей. Для конечного потребителя это нововведение обернется ростом затрат на ОСАГО, признает Чистюхин.

«Мы провели несколько базовых прикидок, чтобы понять, что изменится в связи с расширением тарифного коридора. Средний водитель заплатит за полис 7 000 рублей, сейчас он платит 5 800 рублей. По дешевому полису стоимость составит 1 700 рублей, тогда как сейчас она составляет 1 500 рублей», — заявил зампред ЦБ.

По словам Чистюхина, Банку России не удалось «полностью реализовать функцию по стабилизации и ребалансировке рынка ОСАГО», поэтому регулятор и предлагает дополнительный комплекс мер для достижения этой цели. Помимо пересмотра базовых тарифов, ЦБ предлагает изменить применение коэффициента «возраст-стаж», увеличив число категорий автовладельцев с нынешних 5 до 50.

«Наши расчеты показывают, что водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, и стаж тут не играет роли, а водители от 25 до 34 лет ездят аккуратней — их коэффициент будет уменьшен приблизительно до 5%. Расширение тарифного коридора для наиболее рисковых водителей будет увеличено 5%», — поясняет Чистюхин. Также ЦБ намерен реформировать коэффициент «бонус-малус» (КБМ) — автовладелец будет получать только одно значение этого коэффициента один раз в год. Это решение Чистюхин объяснил борьбой со случаями завышения или «неадекватного установления» коэффициента.

Кроме того, регулятор планирует создать реестр агентов ОСАГО и ввести квалифицированные требования к ним – это необходимо для дальнейшей «индивидуализации» тарифов, говорит зампред ЦБ. «Индивидуальный тариф потребует очень четкого понимания тарификации. Сейчас уже есть возможность создавать СРО агентов ОСАГО, но я боюсь, что это будет долгий процесс, поэтому нужно ввести такие требования на уровне законодательства», – пояснил журналистам Чистюхин. Весь комплекс мер Центробанк намерен осуществить в три этапа, первый из которых должен стартовать летом 2018 года.

В настоящее время для расчета окончательной цены полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает Банк России. В их числе – возраст и стаж водителя (КВС), технические характеристики автомобиля (КМ), наличие прицепа (КПр), количество человек, допущенных к управлению транспортом (КО).

По мнению руководителя Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игоря Пушкаря, решение ЦБ увеличить базовые тарифы для ОСАГО в целях «стабилизации» этого рынка не выглядит оправданным. «Необходима максимально прозрачная процедура расчета тарифов ОСАГО для страховых компаний. Cейчас те данные по убыткам, которые они предоставляют в ЦБ по разным регионам, больше напоминают манипуляции с цифрами и не дают увидеть реальной картины», — говорит эксперт.

Он отмечает, что ОСАГО является обязательным видом страхования только для автовладельцев, а не для страховщиков. «У страховых компаний есть возможность отказаться от предоставления убыточной для них услуги. Однако случаев отказа от лицензии на ОСАГО — единицы», — добавляет Пушкарь. Он убежден, что повышение тарифов на ОСАГО приведет к росту «серых продаж» и мошенничества на этом рынке. «Автовладельцы будут чаще вестись на предложения мошенников приобрести полис ОСАГО по более низкой цене», — поясняет эксперт.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, напротив, считает, что предложенные ЦБ меры действительно облегчат ситуацию на рынке ОСАГО. На практике расширение тарифного коридора совсем не обязательно приведет к повсеместному росту стоимости полисов, полагает эксперт. «В каких-то регионах тариф повысится, а в каких-то — понизится. Нельзя при этом отрицать, что инфляция, которая росла с 2015 года, все это время работала на увеличение тарифа, так как стоимость автозапчастей, поставляемых из-за рубежа, повышается», — заключил он.

Новости партнеров