К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Шаг в матрицу. Когда корпоративный банкинг в России познает digital

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Перевод корпоративных банковских услуг в digital станет конкурентным преимуществом для банков и хорошим способом снижения издержек. Благодаря цифровизации большинство российских банков станут удобнее для компаний уже через 1,5-2 года

Банки с иностранным участием держатся на первых строчках ежегодного рейтинга самых надежных банков России по версии Forbes. Миграция средств компаний в банковском секторе на фоне событий прошлого года наглядно демонстрирует, насколько эта надежность важна для корпоративных клиентов. Впрочем, уже сейчас очевидно, что в скором времени надежность перестанет восприниматься как конкурентное преимущество, поскольку на рынке усилиями регулятора останутся только надежные банки.

Что будет дальше? Все мы помним, как «неуязвимость» продукции Nokia не спасла компанию от колоссального падения продаж, когда мир увидел, что такое смартфон. Аналогия этого исторического кейса может появиться любой другой отрасли. Быстрое появление и развитие технологий рано или поздно поменяет конкурентный ландшафт даже в таком традиционно консервативном бизнесе, как корпоративно-инвестиционные банковские услуги.

В мире корпораций

Российские СМИ уделили много внимания недавним выводам Deloitte о том, что Россия вошла в пятерку лидеров цифрового банкинга Европы. Это, конечно, хорошая новость: наш банковский сектор достаточно много инвестирует в технологии и запускает новые продукты не реже, чем мировые IT-гиганты — новые гаджеты.

 

Но надо признать, что в первую очередь это касается розничного сегмента банковского бизнеса, тогда как по всему миру банковская индустрия меняется целиком. В digital переходит широкий спектр корпоративных продуктов, таких как торговое финансирование, управление ликвидностью, платежи и трансграничные операции.

По результатам различных опросов последнего года, глобально уже более 40% банков сформировали полноценные стратегии диджитализации своего корпоративного бизнеса и более 80% признают, что этот процесс существенно поменяет суть конкуренции в сегменте и будет сильно влиять на экономику продуктов. Но в России пока есть отставание от зарубежных трендов.

 

ДБО для корпоративных клиентов рано или поздно должно выглядеть как App Store. Ведь драйвером станет клиентский опыт. Представим финансового директора компании, который своими личными финансами — депозитами, картами, брокерскими счетами, инвестициями — может управлять дистанционно с помощью удобных приложений и продвинутых интерфейсов, но, добравшись до рабочего места, попадает в прошлый век — нужно распечатать бумаги, отвезти их в банк, преодолеть ряд неудобных процедур и ждать, пока внутренний банковский процесс будет финализирован.

Завтра в России

В российском корпоративном сегменте сейчас есть отличная возможность стать первыми с точки зрения внедрения новых технологий.

Драйверы прогресса, которые хорошо зарекомендовали себя в рознице, в корпоративном бизнесе работают слабее. Клиенты-компании менее требовательны к комфорту и сервису, а проводники лучших практик — финтех-стартапы — почти отсутствуют, поскольку из специалистов с IT-бэкграундом мало кто понимает корпоративный бизнес.

 

Так что российские банки пока еще на начальном этапе пути. Даже такая простая опция, как корпоративные мобильные приложения с элементарным функционалом — проведением платежей и историей транзакций,  у нас стала появляться только к концу 2014 года. Тогда это сделали Сбербанк, Альфа-банк и Райффайзенбанк.

Ситуация постепенно меняется, банков с таким сервисами становится больше, и сама функциональность корпоративного ДБО постепенно приближается к уровню, достигнутому в рознице. Но это еще далеко от диджитализации как таковой.

Цифровой банк — это не просто удобные дистанционные каналы, но и соответствующая инфраструктура, автоматизированные процессы, другие подходы к продаже продуктов и проведению операций.

Полноценный переход в digital открывает существенный потенциал с точки зрения уровня удовлетворенности клиентов (NPS) и повышения эффективности банка — минимально возможное при активном росте отношение операционного расхода к доходу в 40% может превратиться и в 25%. По оценкам McKinsey, благодаря диджитализации банкам в среднем удается добиться увеличения выручки с каждого переведенного в digital продукта на 10% и сокращения расходов примерно на 20% на разных звеньях цепочки создания стоимости в корпоративного банкинге.

Причем наибольший финансовый эффект замечен как раз в самом традиционном банковском продукте  — кредите. Технологии STP — непрерывной и полностью автоматизированной обработки данных — позволяет оптимизировать затраты на 25-35%.

 

Эффективный подход к диджитализации всей цепочки создания стоимости в корпоративном банкинге включает несколько обязательных составляющих. Первая — это внедрение технологий для работы с big data и advanced analytics в целях анализа ценообразования продуктов. В России это уже начинает применяться.

Вторая насущная необходимость — диджитализация стандартных процессов для повышения эффективности на стороне фронт-офиса. Клиентские специалисты в корпоративном банкинге в среднем тратят на коммуникации с клиентам всего лишь 30% своего времени.

Банки исторически борются с этой проблемой разными способами, но новые поколения CRM-систем, позволяющих менеджеру иметь дистанционный доступ на любом устройстве к полным данным по продуктам и клиентам, а также ко всему необходимому функционалу в режиме онлайн, могут изменить картину кардинально. Это то, что начнет появляться в российских банках в перспективе 1,5-2 лет.

Место блокчейну

Банковской индустрии всегда не хватало унифицированной технологии, которая бы позволяла проводить любые транзакции быстро и удобно, не жертвуя при этом безопасностью.

 

Технология распределенных реестров может стать решением для проблемных точек в процессах торгового финансирования, финансирования цепи поставок, кредитования, синдицированного кредитования, трансграничных платежей, идентификации клиентов, противодействия легализации незаконных доходов и многих других.

В России есть ассоциация «Финтех», в которую входят Сбербанк, Альфа-банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк, ВТБ, Тинькофф Банк и банк «АК Барс». Она занимается созданием единой национальной системы на блокчейн для обмена и хранения информации о финансовых сделках.

На платформе уже тестируются в том числе пилотные проекты цифрового аккредитива и цифровых банковских гарантий. В этой области мы догоняем мир. Американский аналог Corda был анонсирован два года назад, а в прошлом году крупнейшие европейские банки решили объединить усилия для разработки общей трансграничной платформы торгового финансирования на блокчейн для малого и среднего бизнеса.

На текущий момент в созданных в последние годы по всему миру различных блокчейн-консорциумах, работающих над вариантами использования технологии, участвуют около 500 банков и компаний, что в мировом масштабе, конечно, совсем несущественная цифра. Тем не менее это как раз те участники рынка, которые не останутся за бортом, когда мир накроет волной digital.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+