Прятки от американцев. Банки и компании скрывают данные для спасения от санкций
Фото Getty Images

Прятки от американцев. Банки и компании скрывают данные для спасения от санкций

Фото Getty Images
Из-за угрозы санкций банки и компании вынуждены отказаться от политики повышения прозрачности. Каждый год они принимают все новые меры по сокрытию счетов и операций. Какая информация уже недоступна инвесторам и контрагентам?

Засекречивание как финансовой, так и корпоративной информации стало мощным трендом в 2017 году. Из-за опасности расширения санкций конкурсы по закупкам для трех силовых ведомств с ноября 2017 года стали закрытыми, а госкомпании получили возможность при определенных условиях не раскрывать данные о подрядчиках.

В декабре Банк России закрыл ранее ежемесячно обновляемый список кредитных организаций, уполномоченных работать с контрактами по гособоронзаказу. Более того, критерии отбора таких банков также предлагалось засекретить.

В начале 2017 года ЦБ перестал конкретизировать некоторую информацию в публикуемой на его сайте банковской отчетности (101-я форма). Пользователи, например, уже не смогут найти детальных данных об объемах средств в банках у таких клиентов, как организации в государственной собственности.

Внешним пользователям в разной степени стали недоступны расшифровки по счетам индивидуальных предпринимателей, физических лиц, клиентов-нерезидентов, не говоря уже об исполнителях гособоронзаказа. Помимо этих категорий пользователи больше не увидят счетов второго порядка по избирательным фондам, а значит, снизилась степень детализации расчетов, связанных с проведением выборов и референдумов.

Финансовое подполье

В мае 2018 года, ссылаясь на международную практику, Банк России предлагает сократить еще три формы отчетности для компаний, входящих в банковские группы. Они перестанут публиковать «консолидированный балансовый отчет», «консолидированный отчет о прибылях и убытках» и «отчет об обязательных нормативах» (формы 802, 803 и 805 соответственно).

При этом, если сведения о головном банке получить можно (они раскрываются отдельно в составе его собственного пакета отчетов), то о ситуации в небанковских активах группы сложно будет узнать что-либо достоверно. Тогда, например, перераспределение прибылей или убытков внутри группы можно будет считать успешно замаскированным — даже если мы знаем цифры по консолидированной отчетности и отчетности головного банка, результат по прочим компаниям группы можно будет лишь «примерно прикинуть».

Засекречиваются не только отдельные операции и счета. В открытых источниках, например, не публикуется отчетность целой компании — «Роснефтегаз» (можно получить только по запросу ГМЦ Росстата). В соответствии с принятым решением отчетность холдинга по МСФО направляется лишь в государственные уполномоченные органы.

В перспективе подобный режим может стать доступен не только «Роснефтегазу». В том же декабре 2017 года с целью защиты гособоронзаказа от санкций обсуждались планы скрыть информацию о сделках ряда компаний с госпредприятиями, убрав данные об их закупках из открытых систем. Допускается даже отказ публикации этими компаниями отчетности и заключений аудиторов.

А недавно Минэкономразвития предложило дать право лимитировать информацию по сделкам с гособоронзаказом. Что за сведения и кем конкретно можно будет не раскрывать — пока не обозначено. Но уже обсуждается снижение доступа к сведениям в ЕГРЮЛ об участниках и руководителях компаний.

Пока внешние пользователи — участники рынка, инвесторы и контрагенты — ограничиваются в доступе к тем или иным данным о компаниях, регулятору приходится передавать как открытую, так и закрытую отчетность финансовых компаний в налоговую службу на постоянной основе.

Под грифом «Секретно»

Тренд по засекречиванию или лимитированию информации распространяется не только на финансовую отчетность. Тема для отдельного разговора — федеральный бюджет.

По засекреченным статьям доля закрытых расходов растет не только в традиционных сегментах национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, но даже в образовании и здравоохранении. В последнем случае эксперты полагают, что речь может идти об армейских учебных и медицинских учреждениях, но это только догадки.

Дополнительно к этому Минфин недавно заявил о поправках в закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». С одной стороны, теперь бюджет будет давать постатейную расшифровку расходов на силовой блок — например, сколько из дополнительных 20 млрд рублей получат МВД, Росгвардия, ФСИН, армия. Но с другой стороны, распределение суммы в 84 млрд рублей засекречивается. В целом же доля закрытых расходов в российском бюджете приблизилась к 18%.

Любопытно посмотреть, что будет дальше. Всем, безусловно, понятны причины и важность защиты бизнеса и интересов предприятий в различных секторах экономики от угрозы санкций. Но одним из итогов таких мер по спасению становится снижение прозрачности бизнеса. Как итог, участники рынка могут неверно интерпретировать деятельность компаний.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться