Хромой прогноз. Почему ожидания роста экономики не оправданы
Фото Натальи Селиверстовой / РИА Новости

Хромой прогноз. Почему ожидания роста экономики не оправданы

Фото Натальи Селиверстовой / РИА Новости
Минфин представил проект документа о бюджетной и налоговой политике на ближайшие три года. Из него следует, что ведомство ждет резкого ускорения экономического роста после замедления в 2018 году. Но опрошенные Forbes экономисты настроены скептически

За небольшим спадом последует бурный рост — на такой план развития российской экономики рассчитывают в Минфине, судя по проекту документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», опубликованному на сайте Комитета по бюджету и налогам Госдумы.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, на который ориентировался Минфин при планировании федерального бюджета, темпы роста российского ВВП по итогам 2019 года составят 1,4%. Как поясняется в документе, рост экономики замедлится из-за спада в инвестиционной активности и снижения темпов роста потребительского спроса. Однако затем, по планам кабмина, «экономика адаптируется к новым условиям» и темпы роста ВВП уже в 2020 году увеличатся до 2%, а в 2021 году — до 3,1%.

Впрочем, эксперты, опрошенные Forbes, сомневаются в реалистичности таких прогнозов и критикуют проект бюджета.

Влияние пенсионной реформы

Судя по документу, Минфин признает, что в следующем году на экономику негативно повлияет повышение НДС с 18% до 20%, говорит аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Однако ведомство не учитывает негативного влияния на экономику еще одной важной государственной инициативы — пенсионной реформы.

Повышение пенсионного возраста сможет увеличить доходы Пенсионного фонда России на 287 млрд рублей в следующем году, а с 2020 года позволит уменьшить трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование, говорится в проекте.

Между тем оценки влияния реформы на рост экономики в целом в документе нет, в то время как озвученный вариант реформы, по мнению Мурашова, скорее будет негативен для динамики ВВП. Причиной станет рост безработицы и сокращение доходов населения. «По нашим подсчетам, в лучшем случае влияние реформы приведет к стагнации ВВП, а в худшем — реформа отберет у экономики до 1,5 п. п. роста ВВП в год. Ведомство этого не учитывает, давая позитивный прогноз», — считает Мурашов.

Ранее о том, что пенсионная реформа может создать дополнительную нагрузку на бизнес, говорили и экономисты Альфа-банка. Однако, по мнению главного экономиста Nordea Bank Татьяны Евдокимовой, сейчас еще рано судить о том, как пенсионная реформа повлияет на рост российской экономики.

«Возможный эффект скорее позитивен просто потому, что в экономике станет больше ресурсов, которые можно будет задействовать», — говорит аналитик. При этом Евдокимова признает, что в конечном счете эффект реформы будет зависеть от многих других факторов: стимулирования работодателей, переподготовки специалистов старшего возраста и так далее.

Слишком много государства

Согласно документу, росту экономики должны будут способствовать увеличение инвестиционной активности и реализация инфраструктурных строительных проектов, осуществить которые, в свою очередь, помогут поддержка бизнеса (в том числе налоговая), развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике.

Об уменьшении роли государства можно было бы говорить, если бы в стране снижалось налоговое бремя и активно велась приватизация госсобственности, но сейчас об этом речи не идет, подчеркивает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

Налоги государством повышаются, а доля доходов от приватизации, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета, стремительно сокращается — согласно проекту документа, она снизится с 15 млрд рублей в 2018 году до 0 в 2021 году.

«В тексте проекта также четко просматривается идея повышения эффективности собираемости налогов. Для бюджетной системы это, безусловно, положительный фактор, но для экономики в целом это обозначает дополнительно изъятие ресурсов. Понятно, что с серыми схемами нужно бороться, но если ведомство повысило собираемость налогов и изъяло за счет этого дополнительные ресурсы, логично было бы поддержать бизнес и снизить налоговые ставки. Логика подсказывает именно этот шаг, однако пока вектор бюджетной политики такого шага не предусматривает», — сетует Тремасов.

По мнению Станислава Мурашова, увеличение налогов не ведет напрямую к росту участия государства в экономике, но до снижения его роли пока еще очень далеко. Государство сможет добиться прогнозируемых темпов роста в основном за счет собственных инвестиций, без участия бизнеса, соглашается Татьяна Евдокимова. «Нам кажется, что рост будет происходить в первую очередь за счет государственных инвестиций. Надежды, что к государственным присоединятся частные инвестиции, достаточно спорны», — говорит эксперт.

Государство, судя по предпринятым мерам, в принципе не очень верит, что темпы роста экономики смогут ускориться самостоятельно, считает Мурашов. Об этом говорит в первую очередь необходимость повысить ставку НДС. Увеличение сборов НДС в отличие, например, от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напрямую зависит от роста экономики.

«И если бы экономика росла, сборы бы выросли и без повышения ставки», — объясняет эксперт. Согласно же проекту Минфина, «незначительный» рост доли НДС в структуре ненефтегазовых доходов в 2019-2021 годах составит около 1,9 п. п.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться