Подарок от арестантов. Можно ли заработать на акциях НМТП

Фото Reuters
Продажа доли братьев Магомедовых в Новороссийском морском торговом порту компании «Транснефть» вызвала резкий рост котировок НМТП. Долго ли будут дорожать акции и стоит ли участвовать в этом ралли частным инвесторам?

Акции Новороссийского морского торгового порта показали взрывной рост на фоне новостей о том, что компания «Траснефть» выкупила у группы «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых 50% кипрской фирмы Novoport Holding, владеющей 50,1% НМТП. По итогам сделки доля «Транснефти» в НМТП выросла до 60,62%. Как уточняется в пресс-релизе компании, опубликованном 8 октября, за пакет в Novoport Holding она заплатила $750 млн.

Во вторник, 9 октября, бумаги НМТП на открытии торгов Московской биржи подскочили в цене на 11,9%. К 15.00 мск акции компании торговались у отметки 6,88 рубля, что означает рост на 6,7% с начала сессии. При этом объем торгов по бумагам НМТП вырос почти в три раза по сравнению с понедельником — с 47 млн до 127,9 млн рублей.

Финансовые аналитики, опрошенные Forbes, объяснили бодрую динамику акций НМТП необычайно выгодными условиями сделки по продаже компании. «Транснефть» заплатила за 25% акций НМТП $750 млн, что соответствует ценовому уровню примерно 10,5 рубля за акцию. Это в полтора раза выше биржевой цены», — отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Цена продажи НМТП оказалась выше, чем максимальная историческая стоимость ее акций, которая была зафиксирована 26 января этого года и составила 9,93 рубля. Впоследствии акции компании подешевели примерно на 30%, опустившись к 20 августа до отметки 6,2 рубля.

По мнению аналитика «БКС брокер» Игоря Галактионова, мощным фактором поддержки для акций НМТП стало исчезновение неопределенности, которая появилась после ареста руководителей группы «Суммы» братьев Магомедовых в конце марта. Их подозревают в похищении из федерального и региональных бюджетов 2,5 млрд рублей, а также в организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). Уголовное дело против Магомедовых помешало закрыть сделку по продаже их доли в НМТП весной. «Переход доли «Суммы» к «Транснефти» делает будущее компании более прозрачным и способствует более высокой оценке ее бумаг», — считает Галактионов.

Продолжится ли рост котировок

Днем ранее, 8 октября, котировки акций НМТП упали на 7,7% после отсечения биржевых игроков от попадания в реестр акционеров для получения дивидендов по итогам первого полугодия. «Дивидендная доходность акций НМТП составила около 7%, и, собственно, на эту величину после отсечки они и провалились вчера в цене. Так что сегодня бумаги всего лишь вернулись на уровень пятничного закрытия», — отмечает Алексей Калачев.

Большая премия к биржевой цене акций НМТП, которую заплатила «Транснефть», не окажет долгосрочного влияния на котировки бумаг, уверен аналитик. «Скорее всего, «Транснефть» переплатила, чтобы обойти других вероятных претендентов на этот пакет, или соблюдая какие-то неозвученные договоренности с продавцом или третьими лицами. Поэтому столь дорогая покупка вряд ли сама по себе повлияет на стоимость НМТП», — подчеркивает Калачев.

Игорь Галактионов напоминает, что «Транснефть» увеличила долю не в самой НМТП, а во владеющей ей Novoport Holding, так что структура акционеров компании фактически не изменилась. «О цене в 10,5 рубля за акцию, по которой купили НМТП, речи пока не идет», — убежден эксперт.

Таким образом, несмотря на то, что сделка прошла с существенной премией к рыночной цене, по закону она не требует выставления обязательной оферты миноритарным акционерам НМТП, говорит старший аналитик «АТОН» Михаил Ганелин. «Именно поэтому сегодняшний рост стоимости акций НМТП весьма скромный по сравнению с ценой сделки и носит скорее эмоциональный эффект», — заключает он.

Что делать инвесторам

Безотносительно к сделке с «Транснефтью», акции НМТП — это хороший актив, имеющий среднесрочную перспективу роста, считает Алексей Калачев. «У порта растут объемы перевалки, увеличивается выручка, высокая рентабельность, хорошая прибыль и интересная для инвесторов дивидендная политика», — перечисляет он.

По основным мультипликаторам капитализация НМТП выглядит заниженной, указывает Калачев. «Потенциал роста акций НМТП в пределах года составляет около 30% от текущих котировок. То есть примерно до 9 рубля за акцию», — говорит аналитик.

Игорь Галактионов не столь оптимистичен: его прогноз предполагает рост котировок акций НМТП только до 7,5 рубля. Дальнейшая динамика будет зависеть от финансовых и операционных показателей компании.

Когда инвесторы поймут, что оферты ждать не стоит, акции НМТП могут опять снизиться, предупреждает Михаил Ганелин. «Фундаментально акции компании привлекательны, но пока не ясно, как «Транснефть» распорядится новым активом и будет ли НМТП и в дальнейшем платить щедрые дивиденды», — резюмирует он.

Новости партнеров