К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Прощай, токен: почему закончилось время ICO

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По итогам 2018 года можно сказать, что рынок ICO почти мертв. Взлетевший два года назад новый способ финансирования проектов не смог продержаться в фазе активного роста даже год и уже стремительно пошел на спад, увлекая за собой мечты и надежды несостоявшихся миллионеров из Instagram

Ожидалось, что 2018 год станет годом очищения для новой отрасли: все, кто обещал запустить бета-версии проектов и не успел проесть инвесторские деньги, наконец представят рынку обещанное; уровень финансовой грамотности повысится и откровенному «скаму» нечем будет поживиться, а биткоин если и не продолжит рост, то по крайне мере войдет в некоторую фазу стабильности.

В конце 2017 года появилась надежда, что проекты, которые вышли на свет в конце эпохи хайпа, более вдумчиво отнеслись к ICO как инструменту финансирования. По крайне мере те, которые обращались за консультациями, заранее начали готовиться к размещениям токенов, работать над прототипами продуктов до этапа активного сбора денег, взаимодействовать с аудиторией на «всем пути», а не только в фазе старта. Но даже это рынок не спасло.

Во второй половине 2018-го стало понятно, что лихорадка сошла на нет и дальнейших перспектив у отрасли немного: чтобы продолжать вкладываться, инвесторам нужны не  расплывчатые обещания, которые прописывали в своих white papers все кому не лень, а четкие гарантии, что проекты будут запущены, а деньги инвесторов пойдут на дело и будут работать на прибыль.

 

Ноябрь 2018 года стал самым неудачным на рынке ICO за все время его существования. По данным аналитической компании Diar, в этом месяце проектам удалось собрать только $65 млн. В среднем за год этот показатель составлял $1,2 млрд в месяц, при этом еще в начале года (январе-феврале) сборы находились на уровне $2,5 млрд. Согласно отчету Diar, за 2018 год ICO-проекты в общей сложности привлекли $12,2 млрд. Если бы не закрытое ICO Telegram в марте на сумму $1,7 млрд и размещение токенов EOS в июне на сумму $4,2 млрд, то рынок вообще выглядел бы крайне печально.

Все ниже и ниже

Одной из главных причин обрушения рынка ICO, безусловно, стало падение курсов основных криптовалют. За последний год стоимость биткоина снизилась в пять раз. Если в декабре 2017 года курс криптовалюты преодолел барьер $20 000, то в декабре 2018 года он упал ниже $4000.

 

Аналитики объясняют такую динамику курса биткоина влиянием трех факторов: интересом институциональных инвесторов, планирующих закупить криптовалюту на минимумах, хардфорком Bitcoin Cash и решением Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) о санкциях в отношении проектов AirFox и Paragon, которых обязали зарегистрировать токены как ценные бумаги, вернуть деньги инвесторам и выплатить штрафы.

Дальнейшие перспективы биткоина в целом выглядят весьма туманными: есть несколько сценариев, и все они зависят как от действий участников рынка, так и от усилий властей в законодательном поле. В течение прошлого года регуляторы разных стран последовательно ужесточали требования по отношению к криптовалютам и ICO. Более строгие подходы к регулированию криптовалютной сферы анонсировали Япония, Сингапур, Гонконг и Эстония.

В декабре глава Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Джей Клейтон заявил, что ICO может быть эффективным способом привлечения инвестиций, но при этом законодательство о ценных бумагах никто не отменял. Вслед за этим консультант SEC по цифровым активам и инновациям Валери Щепаник пояснила, что эмитенты ICO-токенов в США могут получить от комиссии так называемое письмо о непринятии мер, которое в некоторых случаях позволит обойти регуляторные требования, но главное условие — не наносить вред инвесторам.

 

Сплошное разочарование

Инвесторы, вложившиеся в ICO, уже успели понести серьезные потери. По данным компании EY, которая проанализировала наиболее заметные ICO на декабрь 2017 года и затем проверила их состояние на октябрь 2018 года, 86% токенов cейчас стоят меньше, чем в ходе первичного размещения.

Прошлый год стал периодом разоблачений: проекты, которые должны были показать уже не только прототипы, но и работающие модели, не смогли эволюционировать в реальный бизнес. Запускать перспективные стартапы на одном голом энтузиазме и громких обещаниях в white papers оказалось сложновато, в результате часть ICO-предпринимателей продолжили тратить деньги на операционную деятельность в основных проектах, а часть — устраивать свою жизнь, покупая дорогие машины.

Во второй половине 2018 года оптимизма у ICO-тусовки поубавилось. Результатов, чтобы отчитаться перед инвесторами, взять было неоткуда. Самые находчивые принялись переобуваться в воздухе, на ходу придумывая проекты, которые можно было бы реализовать, чтобы успеть в срок и хоть что-то показать покупателям токенов.

По мнению аналитиков EY, снижение стоимости токенов у большинства проектов может быть связано с тем, что команды, которые проводили ICO, не демонстрировали в должной мере приверженность своим идеям и монетам. Жажда наживы оказалась сильнее.

К тому же криптовалюты и блокчейн плохо стыковались со многими видами бизнеса, которые пытались собрать деньги через ICO. В большинстве проектов необходимость использования блокчейна как технологии была совсем не очевидна, и рынком правили не криптоэнтузиасты, а те, кто быстро сообразил, что реализовывать проекты не обязательно — гораздо интереснее собрать на них деньги.

По данным Cointelegraph, в третьем квартале 2018 года у 19% завершенных ICO уже были удалены веб-сайты и страницы в соцсетях. Во втором квартале этот показатель был вдвое меньше.

 

Свой вклад в крах индустрии ICO внесли и чистые «скамы». Аналитики компании Diar выяснили, что с июля 2016 года мошенники украли во время ICO почти $100 млн.
Как следствие, к концу 2018 года воздух на рынке ICO оказался намного чище: рынок избавился от всего наносного, и бывшие «финансовые гении» сейчас либо судорожно думают, что делать, либо скрываются в теплых странах. На криптоконференциях стало тише и спокойнее, и даже «околорынок» сбавил обороты.

Что будет дальше

Число экспертов в деле продвижения финансовых проектов осенью 2017 года казалось невероятным: свои силы в раскрутке ICO-стартапов пробовали и продавцы билетов, и менеджеры с опытом работы в один месяц, да и вообще все кому не лень.

Надев дорогие костюмы и раздувая щеки, они выставляли немыслимые ценники за свои услуги и при этом не гарантировали никаких результатов. Рынок, с двух сторон движимый непрофессионалами, просто не мог не обрушиться.

В середине 2018 года все новомодные «профи» вернулись к прежним занятиям или принялись активно обновлять резюме, а ICO-агентства, выраставшие во время бума как грибы после дождя, столь же быстро закрылись, не пережив падения рынка.

 

В активном словаре оставшихся появились слова «оптимизация», «сокращение», KPI. И даже представители криптомедиа научились быть вежливыми, вовремя отвечать на письма и давать агентствам скидки, которые раньше казались немыслимыми.

Надежд на возрождение ICO-рынка в прежних объемах уже нет. Зато есть планы на новый инструмент. Новую лихорадку рынку может обеспечить STO (Security Token Offering) — регулируемое размещение криптоактивов. Отказавшись от децентрализации и положившись на контроль государства, инвесторы смогут получить столь ожидаемые надежность и прозрачность.

Прежнего ажиотажа, конечно, уже не будет из-за строгости регулирования, но затухнувшее к началу 2019 года ICO-болото вполне можно будет всколыхнуть и запустить новую волну хайпа. Краудфандинг необходим бизнесу в той или иной форме, так же как рынку нужны и блокчейн, и криптовалюты. Как все это можно будет совместить — мы увидим уже в текущем году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+