К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Это эпидемия цифрового аутизма»: о чем доктор Курпатов и йог Садхгуру рассказали на завтраке Сбербанка в Давосе

Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Эпидемия цифрового аутизма, разделение мира на умных и глупых, переезд из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга, а также страдание как лучший навык и осознанность как способ избежать страданий. О чем говорили гости Германа Грефа на завтраке Сбербанка в Давосе

Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:

Андрей Курпатов

Переезд из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Когда нам предлагают две задачи: простую и сложную, вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. Сейчас представители медиаиндустрии соревнуются друг с другом на предмет того, как сделать контент как можно проще. Мы наблюдаем эскалацию примитивного контента и переживаем фундаментальную трансформацию — переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текстов, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.

Потребление контента не включает голову. Когда вы потребляете контент постоянно, энергия в зону мозга, отвечающую за мышление, не поступает. Ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из твиттера и инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей. А давайте поговорим о наших детях. 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию. Если верить «Лаборатории Касперского», европейские родители более сознательные в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку или он у них просто не формируется.

 

Эпидемия цифрового аутизма. В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратили на общение лицом к лицу. В момент появления iPhone в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – уже меньше 2 часов. В результате мы имеем, по сути, эпидемию цифрового аутизма. Цифровой аутизм — это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон общению с человеком, ради которого они на это свидание пришли. Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, новый мир, к которому мы должны привыкнуть. Но, как показало одно из исследований, если вы проводите в телефоне больше 2,5-3 часов у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети действуют очень болезненно.

Разделение на умных и глупых. Мы переживаем не только разделение мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем биологические навыки к обучению и хуже учимся. Общая установка на гедонизм и неспособность строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и это не лучшим образом работает на экономику, цивилизацию и общество. Основная проблема человека — атрофия познавательных навыков. Еще в 2007 году ученые показали, что медитация и осознанность позволяют улучшать количество социальных связей и качество коммуникаций.

 

Садхгуру

Люди не читают инструкцию к мозгу. Страдание — один из лучших навыков, которые есть у нас. У нас есть воображение и память, поэтому мы страдаем, мы используем воображение и память, чтобы вызывать страдания. Вы используете свой интеллект против себя. Миллионы лет эволюции потребовались, чтобы выйти на этот уровень. Интеллект — это решение, а люди используют его против себя. Мозг — самая сложная машина на планете, но большинство людей не читают инструкцию, они думают, что могут как-нибудь там разобраться. Когда у вас есть осознанность, неважно в каком мире, цифровом или нет, у вас все будет хорошо. А если нет — будете страдать. Ну что ж, люди всегда страдали. Сейчас лучший момент в истории цивилизации с точки зрения выживаемости людей. У большинства людей есть доступ к благам цивилизации, но они все равно ноют. Потому что не смогли понять, как управлять базовыми механизмами. На этом я вас оставляю — у меня сессия медитации.

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

Фотогалерея «10 примет времени, перевернувших нашу жизнь»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости