К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Охота на «единорогов»: в какие технологические стартапы инвестировать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В какие технологические стартапы инвестировать, если вы опоздали купить SpaceX? Forbes узнал у венчурных инвесторов, какие компании из тех, которые в ближайшей перспективе могут выйти на IPO, они считают наиболее перспективными и почему. Coursera, Stripe, Wish — эти и другие названные участниками рынка компании уже оцениваются в миллиарды долларов, но имеют перспективу подорожать в разы.

В начале 2020 года инвесторы в технологические компании испытали воодушевление и разочарование. Запуск пилотируемого корабля Crew Dragon компанией SpaceX увеличил их вложения, а несостоявшийся проект Павла Дурова TON принес им убытки. Тем не менее в мире остается еще достаточно возможностей рискнуть и попробовать заработать на технологических стартапах. Forbes поговорил с управляющими и венчурными инвесторами и выбрал пять компаний, в которые стоит инвестировать, чтобы значительно увеличить свои вложения. Это компании, объявившие о планах IPO и уже готовые по всем показателям к публичному размещению акций, но пока о нем не заявлявшие. Вкладываясь в такие компании, инвесторы должны помнить, что стартап может и не взлететь или его может остановить регулятор, как это случилось с проектом Дурова.

Coursera

Цена сейчас: $2,5 млрд

Ожидание: $4,5 млрд

 

Платформа онлайн-образования Coursera основана в 2012 году двумя профессорами Стэнфорда Дафной Коллер и Эндрю Энгом. Сегодня Coursera входит в число «единорогов» — компаний с капитализацией выше $1 млрд. По последнему раунду инвестиций ее стоимость оценили в $2,5 млрд. «Это экосистема, объединяющая студентов, вузы и компании-работодатели: вузы и компании разрабатывают образовательные курсы, Coursera их продает или распространяет бесплатно, а учебные заведения и компании получают аналитику о своих курсах и потенциальных студентах и работниках», — рассказывает заместитель директора инвестиционного департамента UFG Wealth Management Евгений Пундровский. Coursera предлагает 4300 курсов и 440 специализаций по разным предметам, таким как инженерия, медицина, биология, математика, IT, маркетинг, наука о данных.

Почему вырастет? Согласно оценке заместителя генерального директора «Открытие Брокер» по взаимодействию с ключевыми каналами продаж банка «Открытие» Алексея Куртова, на фоне пандемии коронавируса рынок онлайн-образования растет на 20–25% в год. Coursera — лидер сегмента, поэтому она точно выиграет от взрывного спроса на онлайн-образование. В 2019 году выручка компании выросла на 30%, а в 2020-м благодаря пандемии может увеличиться на 40–50%, до $200–250 млн, стоимость компании на IPO может составить $2,4–2,8 млрд, указывает Куртов. Оценка Евгения Пундровского выше: с учетом роста выручки компании в 2021 году до $260 млн ее стоимость на IPO в следующем году может составить $4,5 млрд.

 

Wish

Цена сейчас: $11 млрд

Ожидание: $18-25 млрд

Американский конкурент AliExpress, платформа для онлайн-торговли Wish.com, запущена в 2011 году. В 2019 году основатель компании Питер Шульжевский говорил, что Wish может выйти на IPO в ближайшие год-два. Среди инвесторов компании крупный американский финансовый холдинг Fidelity Investment, венчурный фонд Founders Fund и фонд Юрия Мильнера DST Global. Во время последнего раунда инвестиций в августе 2019 года компанию оценили в $11 млрд.

 
Chesnot/Getty Images
Chesnot/Getty Images

Почему вырастет? Основатель и управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский считает, что стоимость компании на IPO может достигнуть $18–25 млрд. Он объясняет это тем, что сервис уже популярен: у него более 80 млн активных пользователей. В начале 2019 года Wish стал самым загружаемым приложением AppStore в разделе «электронная коммерция».

Кроме того, указывает Орловский, платформа ориентируется на бюджетные товары и использует уникальные предсказательные технологии ContextLogic, разработанные самим Шульжевским. Шульжевский — специалист в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Он работал топ-разработчиком в Google и после ухода из компании несколько лет писал программу ContextLogic. Эта программа определяет интересы пользователей на основе их поведения в интернете и соотносит данные с потенциальным товаром или рекламным объявлением. Технологию в 2011 году хотела купить Facebook, но получила отказ.

UI Path

Цена сейчас: $10 млрд

Ожидание: $15-20 млрд

Компания начала свой путь в Румынии в 2005 году, разработав технологии легкой автоматизации — robotics process automation (RPA). Платформа упрощает автоматизацию бизнес-процессов, рассказывает Орловский. В июле 2020 года сооснователь и CEO компании Дэниел Дайнс подтвердил намерение вывести компанию на IPO уже в 2021 году. Последний раунд инвестиций показал оценку компании в $10,2 млрд, всего компания привлекла более $1,2 млрд инвестиций.

 

Почему вырастет? По прогнозу Орловского, на IPO компания может разместиться с оценкой $15–20 млрд. Он объясняет это высокими финансовыми показателями компании. У UI Path быстро растут доходы: выручка в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась с $155 млн до $360 млн. Компания — один из лидеров в области RPA и занимает третье место в Forbes Cloud 100 — рейтинге крупнейших частных компаний, работающих с облачными технологиями.

По мнению Орловского, у проекта еще есть возможности для роста благодаря пандемии. Ситуация с коронавирусом показала, что компаниям нужно срочно переходить в онлайн и максимально автоматизировать процессы. Так что технологии UI Path будут и дальше востребованы на рынке.

Stripe

Цена сейчас: $36 млрд

Ожидание: $45-60 млрд

 

Stripe — международная платежная система. Сооснователи компании 29-летние братья Джон и Патрик Коллисоны входят в десятку самых молодых миллиардеров по версии Forbes USA: их состояние оценивают в $3,2 млрд. В сентябре 2019 года компания привлекла последний раунд инвестиций объемом $600 млн, оценка ее стоимости составила $36 млрд.

Почему вырастет? Компания уже стоит очень дорого, но у нее есть потенциал для роста, считает Орловский. Он прогнозирует размещение компании на IPO по оценке $45–60 млрд, так как сервис востребован у большого числа клиентов, как небольших компаний, так и гигантов.

Getty Images
Getty Images

Stripe делает ставку на простое подключение к системе платежей любого продукта, в этом ее конкурентное преимущество. «Все, что нужно компании, подключающей Stripe, это включить в свой checkout (форма заказа и оплаты в онлайне) небольшой кусок кода. Раз-два, и готово», — объясняет Орловский. Кроме того, Stripe работает со стартапами и растет вместе с ними. Это подтверждают несколько кейсов: среди клиентов Stripe есть, например, Airbnb и Uber.

Cohesity

Цена сейчас: $2,5 млрд

 

Ожидание: $5,5 млрд

Cohesity — платформа для управления и хранения больших массивов данных, создана в 2013 году. Сервис упрощает работу с Big Data, повышает уровень защиты и позволяет компаниям быстро находить нужные файлы, рассказывает главный аналитик United Traders Георгий Юрьев. В апреле 2020 года компания привлекла $250 млн. После этого стоимость Cohesity выросла в два раза, до $2,5 млрд.

Почему вырастет? По оценке Георгия Юрьева, стоимость компании при IPO может достичь $5,5 млрд. Он уточняет, что в открытом доступе нет данных о выручке Cohesity и для оценки он берет данные о конкурентах и отрасли в целом: «Мы предполагаем, что сейчас годовая выручка компании находится на уровне $200–250 млн, при этом компания растет на 100%».

Cohesity — один из самых многообещающих технологических стартапов. В 2018 году проект получил премию Technology Pioneer Всемирного экономического форума, ранее ее лауреатами становились Google, Twitter и Airbnb. Среди клиентов Cohesity есть крупные компании, например Cisco и Nasa. Кроме того, ее технологии используют госзаказчики, например администрация города Гамильтон в Канаде и Налоговое управление США. «В 2023 году мировой рынок управления данными в сегменте enterprise увеличится на 12% и достигнет $146 млрд, вслед за ним будет расти Cohesity», — говорит Юрьев.

 

Как инвестировать в «единорогов»

Выйти на рынок secondaries и получить доступ к компаниям-«единорогам» непросто. Акции непубличных иностранных компаний в России доступны только квалифицированным инвесторам. Заключать сделки можно только через брокера. Чтобы участвовать в IPO, инвестор заключает брокерский договор с профессиональным участником рынка ценных бумаг, объясняют в пресс-службе Тинькофф Банка. Помимо «Тинькофф», инвестировать в непубличные зарубежные компании позволяют, например, Freedom Finance, United Traders, «Атон» и UFG Wealth Management. Инвестиции в pre-IPO организованы сложнее. Порог входа стартует от нескольких миллионов долларов. По словам Евгения Пундровского, сделки по выкупу долей у венчурных фондов обычно начинаются от $5 млн. Самый распространенный способ — покупка паев или акций фонда, который инвестирует в компанию. Порог входа здесь ниже: от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Инвесткомпании могут сами выкупать большие пакеты акций. Например, UFG объединяет заявки клиентов. «Это позволяет снизить входной порог до $500 000 для российских клиентов. За рубежом такие инвестиции, как правило, доступны частным инвесторам с капиталом от $1 млн», — поясняет Пундровский. Эти акции тоже доступны только квалифицированным инвесторам.

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

Фотогалерея «25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+