Другой бизнес: как менеджер может украсть всю выручку компании | Forbes.ru
$58.32
69.55
ММВБ2161.17
BRENT63.73
RTS1166.09
GOLD1288.08

Другой бизнес: как менеджер может украсть всю выручку компании

читайте также
+2444 просмотров за суткиПрофиль заемщика. Как поведение в социальных сетях может снизить ставку по кредиту +3281 просмотров за суткиСюрпризы от Трампа. Как налоговая реформа в США отразится на фондовых рынках +2299 просмотров за суткиМежду ПИФом и депозитом. Россияне резко увеличили инвестиции в фондовый рынок +569 просмотров за сутки«Онэксим» Михаила Прохорова потребовал 1,4 млрд рублей от «Открытие Холдинга» +2076 просмотров за суткиОблигации вместо депозитов. Почему россияне переводят деньги из банков на фондовый рынок +1152 просмотров за суткиЖилье под вопросом. Подорожает ли ипотека из-за новых требований ЦБ +968 просмотров за суткиПривычки богатых: какие услуги популярны среди клиентов private banking +569 просмотров за суткиБанки накопили рекордный объем свободных денег. Подешевеют ли кредиты? +3292 просмотров за суткиВ ожидании санкций. Как американцы могут обрушить рубль +1452 просмотров за суткиИскусство оценки. Как правильно выбирать акции для инвестиций +409 просмотров за суткиСигналы от ОПЕК+, налоговая реформа Трампа и облигации банков. Что важно знать инвестору на этой неделе +157 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +139 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +77 просмотров за суткиПроизводный шум. Как ЦБ будет регулировать рынок деривативов с 2019 года +137 просмотров за суткиЖесткая просадка. Акции банка ВТБ упали до минимальной отметки за три года +146 просмотров за суткиОбмануть металлургов. Два трейдера полтора года манипулировали акциями ММК +120 просмотров за суткиБиткоин неделимый. Как отмена хардфорка скажется на криптовалютном рынке +99 просмотров за суткиДоходный метр. Как выбрать зарубежную недвижимость для инвестиций +175 просмотров за суткиКурс на Новый год. Ждать ли ослабления рубля в декабре +126 просмотров за суткиБез блокчейна и Big Data. Банк «ФК Открытие» покинули ключевые специалисты по инновациям +46 просмотров за суткиПравосудие под проценты. Чем интересны инвестиции в судебные разбирательства

Другой бизнес: как менеджер может украсть всю выручку компании

Юлия Максименко для Forbes
Специалист по корпоративным расследованиям рассказывает о новой схеме хищений в крупных российских компаниях

Говорят, что мошенники — это те же бизнесмены, только с творческим подходом. Действительно, схемы вывода активов компании ее же менеджерами иногда поражают воображение своей изощренностью. Собственник может долгое время даже не подозревать, что наемный менеджер ворует, бухгалтер проводит несанкционированные оплаты, а партнер по бизнесу уже и вовсе вывел его из состава учредителей. Знание типичных схем, которые используют мошенники, поможет своевременно обнаружить «великих комбинаторов» в своем окружении и предотвратить или по крайней мере минимизировать ущерб от этих комбинаций.  

В последнее время наряду с уже привычными схемами вывода денег из компании путем оплаты несуществующих товаров и услуг  распространение получила схема, при которой из компании выводится выручка. Она устроена довольно просто, хотя обнаружить ее нелегко. Как правило, менеджмент просто открывает еще одну компанию и оформляет на нее клиентские договоры. Таким образом, выручка уходит в их собственный бизнес, в то время как затраты падают на основную компанию.

Такие схемы особенно популярны в международных компаниях, бренд которых ценится потребителями, а также в крупных российских компаниях с удаленными региональными представительствами. К сожалению, чаще всего такие махинации вскрываются благодаря случайному стечению обстоятельств.

Например, был случай, когда клиенту компании не понравилось качество предоставленных консультационных услуг, и он обратился с жалобой в головной офис, расположенный в Париже. Назовем эту компанию «Круасан».

Для проведения проверки головной офис запросил у клиента договор, по которому осуществлялся консалтинг, и с удивлением обнаружил, что договор был заключен не с российской дочерней компанией «Круасан-Рус», а с компанией, название которой отличалось от названия российской «дочки» ровно на одну букву, — «Круасан-Рос». Проверка корпоративной базы данных показала, что компания «Круасан-Рос» зарегистрирована на имя генерального директора российской дочерней компании, а еще 4 компании со сходными именами, осуществляющие консалтинг в той же области, зарегистрированы на членов его семьи. Последовавшее внутреннее расследование, включавшее анализ бухгалтерской отчетности, а также проверку электронной переписки топ-менеджмента, показало, что именно предпринял менеджер.

Новым клиентам, приходившим в «Круасан-Рус», предлагали заключать договоры с компаниями гендиректора, выдавая их за дочерние предприятия французского головного предприятия, чей бренд и качество были широко известны. Эти компании существовали только на бумаге и получали вознаграждения по консультационным договорам. Все же расходы, связанные с осуществлением консалтинга оставались в «Круасан-Рус»: начиная с зарплаты консультантов и заканчивая рекламой услуг и арендой офиса.

Постепенно доля клиентов, заключивших договоры с компаниями генерального директора, превысила 40% общей клиентской базы, что не могло не повлиять на прибыльность «Круасан-Рус». Представители головной парижской компании, конечно, задавали вопросы о причинах ухудшения финансовых показателей. В ответ генеральный директор жаловался на кризис и особенности российского рынка, требующего взяток и откатов, которые по политике группы были недопустимы, а потому часть клиентов якобы отказывалась от услуг «Круасан-Рус».

Такая схема возможна и в компаниях, производящих товары или торгующих ими. Для перепродажи товаров через «свои» компании достаточно предварительно списать партию с баланса из-за якобы брака или даже хищения.

Как обнаружить, используют менеджеры такую схему для увода выручки или нет? Характерным признаком является постепенное или внезапное падение выручки и прибыльности предприятия без объективных причин. При возникновении устойчивого тренда снижения прибыли собственнику стоит провести анализ статей затрат и выявить, за счет чего именно она снижается. К примеру, в нашем случае было достаточно увидеть, что загруженность консультантов «Круасан-Рус» не снижалась пропорционально снижению выручки, а значит, они работали на проектах, за которые компания не получала платы.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться