К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Поиски философского камня: за что дали Нобеля по экономике

Фото Reuters, AFP
Фото Reuters, AFP
Нобелевской премией по экономике в этом году отметили отцов-основателей теории эффективного рынка, один из которых показал "ненужность финансовых аналитиков"

Нобелевская премия по экономике вручена за попытки предсказать цены активов на фондовом рынке – задачу, которая давно занимает финансовые умы: умение предвидеть, как будет меняться цена акций, облигаций и других бумаг, позволяет зарабатывать на фондовом рынке. Однако точного математического аппарата для такого рода предсказаний не существует, хотя ученые и профессиональные финансисты постоянно придумывают все новые и новые способы. Тот, кто откроет, от чего зависит стоимость активов, и научится ее предсказывать, создаст философский камень фондового рынка.

Юджин Фама, Роберт Шиллер и Ларс Хансен, как говорится в сопроводительной записке Нобелевского комитета, внесли значительный вклад в понимание того, как функционируют финансовые рынки. Все трое искали ответ на древний, как финансовый мир, вопрос – возможно ли вообще предсказать цены на финансовые инструменты.

Юджин Фама, считающийся основателем теории эффективного рынка, в 1970 году показал, что в краткосрочной перспективе невозможно предсказать цену акций, потому что на их цене быстро отражается новая публичная информация о будущих денежных потоках компании. В своей работе он также рассмотрел само понятие «доступной информации», описав три степени эффективности рынка: слабая, когда невозможно переиграть рынок, опираясь на исторические данные о цене актива; средняя, когда невозможно переиграть рынок, опираясь на всю публичную информацию; и сильная, когда невозможно переиграть рынок, опираясь на всю информацию, как публичную, так и непубличную. Поскольку третий вариант невозможен априори, к тому же с трудом поддается исследованию, в дальнейших работах Фама сосредоточился на тестировании первых двух тезисов, что в итоге привело его к ныне широко известному выводу о том, что прошлая доходность активов никак не гарантирует будущей. На самом деле, Фама обнаружил корреляцию между ценами активов на коротком промежутке времени, но она оказалась очень слабой.

 

Шиллер в своей работе 1981 года показал, что теория Фамы не в полной мере описывает поведение финансовых рынков, а цены на активы изменяются довольно сильно в коротком промежутке времени, однако, если речь идет о нескольких годах, поведение рынка в целом довольно предсказуемо. В соответствии с его исследованиями, цены на акции в будущем снизятся, если сегодня они высоки (если судить по мультипликаторам, например, P/E), и вырастут, если рынок недооценен. Этим показателем сегодня активно пользуются инвесторы и аналитики для поиска недооценных акций.

Ученый определил, что существует два вида инвесторов: «обычные», для кого инвестиции не являются основным источником дохода, и «умные» (или профессиональные) инвесторы.  Шиллер показал, что именно «обычные» инвесторы слишком зависимы от новостей компаний, а это ведет к волатильности на рынке и неправильной оценке компаний. Кроме этого, ученый стал одним из создателей в 1987 году первого  индекса цен жилой недвижимости — индекса S&P Case-Shiller, который до сих пор широко используется в экономике.

 

Хансен в 1982 году придумал модель, с помощью которой можно измерить соотношение между риском и ценой актива. Полученные им данные подтвердили результаты Шиллера – цены активов колеблются слишком сильно, чтобы их можно было объяснить стандартной теорией вероятности. Результаты Хансена породили целую волну новых теорий, в числе которых бихевиористика, утверждающая, что поведение цен на рынке зависит от психологии поведения инвесторов, которые далеко не всегда ведут себя рационально. Ярким примером теории, выросшей из открытия Хансена, является теория перспектив, за которую в 2002 году Нобелевскую премию получили Дэвид Канеман и Амос Тверски, показавшие, что инвесторы склонны видеть тенденции там, где их нет.

Полученные учеными результаты стали основой для нового метода инвестирования — «количественного управления активами», при котором инвесторы используют статистические данные для моделирования своих инвестиций. Работы Фама и Хансена вдохновили на создание индексных фондов (ETF), объем которых в 2012 году составил $3,6 трлн.

Когда стали известны имена лауреатов премии по экономике Джастин Волферс, профессор универститета Мичигана, написал в твиттере: «Никто не мог предвидеть, что эти люди получат премию вместе: Фама — отец теории эффективного рынка, Шиллер — отец теории неэффективного рынка». «Шиллер и Фама искали ответ на один и тот же вопрос, но получили разные результаты», — замечает проректор Высшей школы экономики Константин Сонин. «Фама сделал доброе дело, — добавляет бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин, входящий в гильдию инвестиционных и финансовых аналитиков. — Он показал ненужность финансовых аналитиков в совершенном мире».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+