К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Важная малость. Как выходцы из Сбербанка создали бизнес на идеях, не пригодившихся работодателю

Фото Егора Слизяка для Forbes
Фото Егора Слизяка для Forbes
Модульбанк воспользовался идеями из блога Олега Тинькова, чтобы стать трендсеттером в работе с малым и средним бизнесом

«Два-три года назад ни один банкир не знал, как заработать на малом бизнесе, — уверяет Андрей Петров, председатель правления Модульбанка. — Методы, применимые в рознице и для корпоративных клиентов, были непригодны». Бизнес-модель банка, делающего ставку на обслуживание расчетных счетов ИП и ООО, Петров и его партнеры запустили в разгар кризиса 2014 года. Сегодня у Модульбанка более 26 000 клиентов, прибыль за май — сентябрь 2016 года превысила 44 млн рублей. Его совладельцы познакомились, когда работали в Сбербанке. Андрей Петров и Яков Новиков развивали направление малого бизнеса (в том числе кредитование), Олег Лагута был их начальником. В феврале 2014 года они представили Герману Грефу новую стратегию, которая позволила бы банку стать лидером на рынке малого бизнеса. «Проект приняли к исполнению, по нему работают до сих пор. Но многие идеи не подходили для «Сбера», а нам было важно реализовать их вовремя», — объясняет Новиков. Спустя месяц менеджеры уволились, решив действовать самостоятельно.

«Сегмент малого и среднего бизнеса — самый тяжелый, а потому наиболее свободный в банковской индустрии (в отличие от кредитования крупного бизнеса и розницы), — отмечает гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов. — Даже сейчас рынок не поделен, несмотря на активность таких технологичных банков, как «Точка» и «Тинькофф».

Весной 2014 года Петров, Новиков и Лагута разослали трем потенциальным инвесторам презентацию онлайн-банка с транзакционной моделью, где доходы, обремененные рисками, не должны превышать 10–15%. «Закинули удочки», — говорит Лагута. Параллельно приятели обдумывали варианты открытия паба или коворкинга. И не предполагали, что уже через месяц найдут инвестора. Владелец банка «Региональный кредит» Артем Аветисян предложил строить бизнес на базе существующей инфраструктуры.

 

На разработку IT-системы и мобильного приложения, зарплаты первым сотрудникам, маркетинг и т. п. ушло 620 млн рублей, в том числе средства друзей-партнеров (сумму они не раскрывают, говоря лишь, что она небольшая).

До мая 2016 года проект «Модульбанк» существовал как финансовый сервис внутри банка Аветисяна. По достижении первой прибыли «Региональный кредит» переименовали в Модульбанк, отказавшись от обслуживания физических лиц и закрыв более 20 отделений. Вместо них появились региональные офисы в 40 городах России — где-то было достаточно одного сотрудника.

 

Первый счет для ИП в банке открыли в октябре 2014 года. Полтора месяца отрабатывали процессы на первой сотне клиентов. Через полгода их число выросло до тысячи. «Малому бизнесу не хватало простых вещей: смотреть остаток на счете, получать смс-оповещения о поступлении денег, — рассказывает Петров. — Выяснилось, что, если довести эти опции до ума, проект будет революционным!» Теперь за день в банке открывают около 150 счетов.

Клиенты Модульбанка в основном предприниматели с оборотом до 120 млн рублей в год, много IT-компаний и мелких ритейлеров. Банк зарабатывает на комиссии за расчетно-кассовое обслуживание и на управлении остатками средств на счетах. Транзакционные операции приносят более 50% дохода. Полгода назад Модульбанк внедрил сервис «Бесплатный бухгалтер». Идея была найдена на страничке Олега Тинькова в Facebook. В июле 2015 года владелец Тинькофф Банка спросил у своих подписчиков, какой сервис нужен среднему и малому бизнесу. Отзывов набралось несколько сотен, и основатели Модульбанка все внимательно изучили. «У них до сих пор такого нет, а мы внедрили, — гордится Лагута. — Банк автоматически переводит 6% налогов со счетов ИП-шников с УСН в госбюджет и сдает отчетность за предпринимателей».

Основной доход Модульбанка - комиссия за расчетно-кассовое обслуживание

 

На маркетинг у Модульбанка уходит 5–7 млн рублей в месяц. Основной канал — это интернет (контекстная реклама), на втором месте — программа рекомендаций «Подари другу банк», обеспечивающая до 25% притока новых клиентов.

Петров, Новиков и Лагута получили оговоренную долю в бизнесе — 22,5% на троих. Почти четверть акций банка весной 2016 года выкупил Совкомбанк. «Модульбанк привлек наше внимание кардинально новым взглядом на работу с малым бизнесом. Это перспективная ниша, в которой на данный момент среди крупных банков нет острой конкуренции», — комментировал сделку первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. Изучив опыт «Модуля», новый акционер запустил собственное обслуживание малого и среднего бизнеса.

«Мы хотели стать трендсеттерами, — утверждают бывшие наемные менеджеры. — Борис Дьяконов из «Точки» и Олег Тиньков тоже делают крутые сервисы, и наша общая цель — отъесть рынок у ленивых классических банков». Проект «Точка», входящий в финансовую группу «Открытие», дистанционно обслуживает малый и средний бизнес с февраля 2015 года. Тинькофф Банк запустил сервис для расчетно-кассового обслуживания ИП и юрлиц полгода назад. «Это логичное продолжение нашего бизнеса, — говорит Олег Тиньков. — Мы начали строить свою платформу полтора года назад, после того как пытались купить «Точку», но не смогли конкурировать с «Открытием». Тинькофф Банк открывает 7000–8000 счетов в месяц.

У пионеров обслуживания малого и среднего бизнеса в запасе всего год-два, чтобы закрепиться на рынке, считает Юрий Грибанов из Frank Research Group, и если сервисы, которые пока являются конкурентными преимуществами Модульбанка, заинтересуют Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, то они быстро их скопируют. На одну транзакционную модель невозможно масштабироваться вечно, убежден эксперт: «Рано или поздно Модульбанк встанет перед дилеммой: кредитовать или нет. Первый шаг в этом направлении — овердрафты». Но заниматься традиционным кредитованием Петров, Новиков и Лагута не планируют. Они видят другие направления роста — например, совместное с венчурными инвесторами финансирование стартапов. Правда, уточняют, что необходимо дождаться, когда число таких проектов в России существенно подрастет. А возможности рынка расчетно-кассового обслуживания далеко еще не исчерпаны.

За два года в Модульбанке планируют почти вчетверо увеличить число клиентов - до 100 000

 

«Когда мы задумывали Модульбанк, то наметили для себя: хорошо, если бы у каждого второго сотрудника, решившего покинуть проект, возникало желание запустить собственный бизнес», — Яков Новиков берет в руки смартфон, чтобы показать на экране примеры инициатив. Так, разработчик онлайн-системы основал IT-компанию Angry Developers, один из маркетологов открыл консалтинговое агентство, а бывший менеджер по развитию региональной сети создал порталы для путешественников National Traveler и GetOut. Все они держат свои расчетные счета в Модульбанке.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+