Министр для секвестра: чего ждать от нового главы Минэкономразвития

Елена Тофанюк Forbes Contributor
фото Артема Голощапова для Forbes
Назначение Алексея Улюкаева новым главой Минэкономразвития совпало по времени с новостью о грядущем сокращении бюджета. Насколько это подходящая кандидатура в сложившейся конъюнктуре?

Назначенный в понедельник новый глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев видит своей задачей не допустить рецессии в краткосрочной перспективе и создать условия для частных инвестиций в долгосрочной. Последнюю задачу новый министр собирается решить при помощи государственных инвестиций.

Как объяснил Улюкаев на встрече с президентом в понедельник, «одно дело принимать вахту, когда 7% роста, другое дело, когда 3% с трудом наскребаем». «Поэтому я думаю, что есть задачи краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные —- это не допустить рецессии, это обеспечить выполнение обязательств государства перед обществом, перед гражданами, а затем закладывать основы серьезного, существенного долгосрочного экономического роста. Так, чтобы эти обязательства обеспечивались не авралом, штурмовщиной и не зависели от того, повезет — не повезет, будет нефть хорошая или не будет, а были гарантированы диверсифицированной структурой экономики, понятными стимулами, работающими, эффективными механизмами», — цититирует нового министра «Интерфакс».

Сможет ли Улюкаев добиться поставленных целей? «Инструментарий Минэкономразвития позволяет управлять долгосрочным ростом, но никак не может повлиять на краткосрочные показатели, — считает главный экономист по России «ВТБ Капитал» Максим Орешкин. — Думаю, что о цели избежать рецессии он говорил от лица всего экономического блока». При этом Орешкин не видит больших рисков рецессии в России. По его мнению, действительно существует проблема низких темпов роста экономики, но для того, чтобы Россия вошла в состояние рецессии, нужен сильный внешний шок, например падение цен на нефть существенно ниже отметки $90 за баррель. Таким образом, задача избежать рецессии представляется в некотором смысле самовыполнимой, если только не случится нового кризиса за пределами России, например в Европе или США, заключает Орешкин.

Что конкретно будет делать новый глава МЭР? Улюкаева в его бытность первым зампредом ЦБ часто спрашивали, как он смотрит на то, чтобы простимулировать экономику монетарными методами. На этот вопрос он всегда отвечал, что приоритет должен быть отдан улучшению инвестиционного климата, замечает Орешкин.

Заявления, сделанные в ходе беседы Улюкаева с президентом, по мнению эксперта, подтверждают верность этому курсу (новый глава МЭР сказал, что частным инвестициям надо помочь государственными). Орешкин полагает, что если Улюкаев будет заниматься созданием условий для частных инвестиций, тогда сокращение госрасходов и поддержание стабильности бюджета за счет непопулярных решений не скажется на темпах экономического роста. А новый министр является как раз сторонником жесткого контроля за расходами бюджета.

В 2010 году в своей статье, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», Улюкаев писал о необходимости жестко ограничить расходы бюджета, закрепив законодательно уровень, который не может быть превышен. Он также призывал к постепенному снижению пенсионных обязательств за счет повышения пенсионного возраста и отказа от индексации пенсий сверх инфляции. По мнению Улюкаева, федеральный центр должен отказаться от ответственности за поддержание социальных стандартов на территории всей страны, сократив межбюджетные трансферты. Все эти меры должны были привести к жесткому ограничению бюджетного дефицита.

Через два года он развил свои тезисы о снижении пенсионных обязательств, предложив отказаться от пенсионного фонда как такового, включить расходы на пенсии в расходы госбюджета. По мнению автора, сейчас нет и, «скорее всего, уже не будет класса активов, позволяющих инвестировать объемы средств национальной накопительной пенсионной системы с приемлемым риском и такой доходностью, которая обеспечивает реализацию накопленных пенсионных прав». По его мнению, пенсия должна покрывать лишь прожиточный минимум пенсионера, об остальном должны заботиться дети.

Таким взглядам непросто ужиться с задачей стимулирования экономики, поэтому Улюкаеву будет нелегко на посту министра, отвечающего за экономическое развитие, полагает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Иван Чакаров. Он ожидает, что риторика Улюкаева изменится и станет более агрессивной и направленной на экономическое развитие. «Улюкаев может чувствовать определенный дискомфорт, учитывая заявления, сделанные им на посту первого зампреда ЦБ, где он сопротивлялся давлению со стороны Минэкономразвития, [которое предлагало снизить ставки ради стимулирования экономического роста]», замечает Чакаров. Председатель совета директоров НПФ «Европейский» Евгений Якушев уверен, что мнение по пенсионной реформе было высказано в рамках теоретической дискуссии, а практически в России социальное государство, соответственно, взгляды придется изменить

Впрочем, пока меняется не риторика Улюкаева, а бюджетная политика. Как раз в понедельник, вскоре после назначения Улюкаева на должность министра экономического развития, премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о сокращении бюджетных расходов. В 2014 году их планируется сократить на 400 млрд рублей, до 13,8 трлн рублей. «В нынешних непростых условиях требуется концентрация средств на ключевых программах и, что всем очевидно, хотя и болезненно, оптимизация расходов", — заявил премьер, пообещав не трогать социальные расходы, а также найти средства на инфраструктурные проекты.

Эти средства уже нашли. На Петербургском экономическом форуме было объявлено о готовности государства инвестировать 450 млрд рублей из средств ФНБ в три инфраструктурных проекта — реконструкцию Транссибирской магистрали, строительство скоростной железнодорожной ветки Москва-Казань и модернизацию ЦКАД. И это только на первом этапе, в целом же государство готово потратить до половины ФНБ. Орешкин считает, что перед Улюкаевым будет стоять задача обеспечить эффективность и возвратность этих инвестиций. Отношение же Улюкаева к накоплениям в резервных фондах согласуется с новыми веяниями. В 2012 году в статье, опубликованной в газете «Ведомости», он писал, что надо зафиксировать размер резервных фондов, а излишки раздавать населению в виде налоговых возвратов. Иными словами, потратить, что сейчас и планирует сделать государство.

Новости партнеров