Гости бизнес-завтрака Forbes нашли мотивы для инвестирования в образование

Миллиардеры, представители исполнительной власти, ученые обсудили государственные и частные инвестиции в образование

Юбилейный X Гайдаровский форум начал свою работу с бизнес-завтрака Forbes «Частные инвестиции в образование: мотивы, приоритеты, проблемы», его модерировал редакционный директор Forbes Николай Усков. Мероприятие прошло 15 января 2019 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

«Образование в России сегодня составляет 3,6% ВВП. По мнению экспертов РАНХиГС, к 2024 году эту цифру нужно довести до 4,4%», — привел статистику редакционный директор Forbes Russia Николай Усков.

«Думаю, что нам пора объединить усилия, опираясь на лучшие практики друг друга, возможности и ресурсы. Монополии в образовании быть не может. Всем нам нужны понятные и простые правила, механизмы. Одним из таких механизмов мог бы стать закрытый паевой инвестиционный фонд с управляющей компанией, аккумулирующей все лучшие практики, обеспечивающей комплексное управление всеми образовательными центрами и проектами. Таким образом, инвестировать в образование смогут не только крупные игроки, и рынок никем не будет монополизирован», — сказал президент АО «Управляющая компания «Просвещение» Владимир Узун.

«Образование стало не просто необходимым социальным элементом, а ключевой компетенцией, дающей конкурентную способность тому или иному региону, стране, — отметил партнер компании «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубен Варданян, №109 в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России — 2018». — Образование стало ключевым драйвером экономического развития. Опросы показывают, что человек покидает регион, если там он не может реализоваться профессионально, если его дети не могут получить образование, если нет нормального медицинского обслуживания и безопасной среды. Отсюда следует мотив: регионы и страна должны бороться за то, чтобы талантливые люди оставались с ними».

Тем самым, по мнению Варданяна, сегодня изменился мотив инвестиций в образование: бизнес не должен оставаться в стороне. Также он отметил, что инвестиции в образование имеют горизонт возврата порядка 25 лет, а не 3-5, как привык современный бизнес. При этом Варданян обращает внимание, что это мировая проблема, а не только российская — слишком долгий возврат инвестиций в образование.

Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петр Авен заявил, что он инвестирует в образование «миллионы долларов, но меньше, чем Вадим Мошкович (владелец «Русагро» инвестировал $200 млн в создание школы для одаренных детей «Летово». — Forbes)».

По словам Авена, в 30-е годы прошлого века в образовании был сделан фундаментальный рывок, «образована фантастическая система естественного образования». «Прежде всего это создание элитных центров — физтеха и мехмата. Это было создание системы элитного образования, куда нельзя было поступить по блату. Но в то время, в отличие от сегодняшнего дня, уехать было невозможно. Сейчас все то же самое, только конкурировать стало сложнее, так как есть возможность уехать. Это говорит о том, что еще сильнее должно быть образование», — отметил Авен.

«Мы говорим про образование и экономику, про инвестиции, но инвестиции, их возврат, ПИФы — это все фантазии, ничего этого нет. Никто не будет вкладывать в образование деньги, чтобы на этом зарабатывать. Мы найдем другое, на чем мы будем зарабатывать», — считает Авен. Единственный стимул вложения денег в образование — это «моральный долг».

Другой гость завтрака, председатель совета директоров ГК «Русагро» Вадим Мошкович (#50 в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2018») рассказал, что вложил в созданную им школу «Летово» $200 млн. При этом он хочет увеличить эндаумент (целевой фонд) до полумиллиарда долларов.

«Сегодня это чуть больше $120 млн. Эта цифра на сегодняшний день покрывает только треть бюджета, и нам надо увеличить эндаумент в три с половиной раза», — говорит бизнесмен.

«Мы хотим увеличения эндаумента до $0,5 млрд — это максимальная цифра для достижения целей, которые мы поставили. Цель — сделать лучшую школу мира. Сначала ребёнок поступает, потом оценивается финансовое положение его родителей, и, если он платить не может, он получает стипендию. 78% детей, поступивших к нам, уже получили стипендию», — отмечает Мошкович.

«Биотехнологии – это интересная для образования сфера, поэтому мы активно используем практики и школьников, и студентов. Много людей потом к нам возвращается, и находят у нас место своей будущей работы. Для нас это бизнес, потому что люди приносят нам вполне определенный эффект», — пояснил председатель совета директоров «Фармстандарт» Виктор Харитонин, #74 в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2018».

«Мы не ждем возврата на капитальные затраты, и предполагаем, что через какое-то время школа выйдет на оперативную окупаемость, — поделился планами учредитель благотворительного фонда «Дар» (Новая школа) Никита Мишин, #92 в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2018». – Присутствующие здесь знают, что операционные затраты школы становятся существенно выше с момента ее запуска».

Никита Мишин вспомнил цивилизациониста Константина Леонтьева, который писал, что расцветом цивилизации является сложность структуры.

«И разнообразие в образовательной сфере – это крайне желательный для нас результат, — добавил Мишин. – Сейчас у нас естественное превалирование государственного сектора, и не должно быть иначе. А в частном секторе разнообразия не достаточно, хотя варианты есть. Например, частные бизнес-инвестиции возможны в городах-миллионниках в дошкольное образование. И чем больше таких площадок, тем больше вариантов для образовательного эксперимента. Минобразования и территориальные органы власти держат руку на пульсе событий, потому такие эксперименты будут безопасными для детей, что важно. Другим интересным для бизнеса направлением является профессиональное образование, уже есть яркие примеры. Я думаю, что в скором времени мы с вами увидим переход не из учителя в бизнесмена, а обратно – из бизнеса в сферу образования. Пока это единичные примеры, но они уже есть, и будут неизменно масштабироваться. Истории, в которых корпорации инвестируют в образование, готовя кадры себе, а следовательно и всей стране будут множиться. Сейчас этим занимаются Северсталь, Еврохим и другие. Это и есть создание среды обитания человека».

Важность образования для бизнеса Мишин продемонстрировал собственным примером, когда иностранные специалисты отказывались работать у них, мотивируя тем, что им негде будет учить своих детей. Напомним, фонд «ДАР» был основан Никитой Мишиным в 2005 году для создания собственной школы. Так была задумана Новая школа. На поиск площадки, формирование концепции и команды, а также строительство ушло 12 лет.

Полная запись всех выступлений на бизнес-завтраке Forbes находится здесь.

Новости партнеров