Весенние классики

Если вы хотите сделать еще один музыкальный фестиваль, то про весну и начало лета даже не думайте — все расписано.

Петр Поспелов

До 15.04 «Золотая маска»

Этот фестиваль театральный, но добрая его половина отдана музыкальному театру. Жюри выбирает лучшие спектакли, лучших дирижеров, режиссеров, певцов и даже лучшего композитора. Дело это небыстрое, поэтому начинают теперь аж в январе. Когда вы возьмете в руки этот номер, окажется, что Мариинский театр с Валерием Гергиевым и Пермский театр с Теодором Курентзисом в Москве уже побывали. Но их главного конкурента — спектакль Большого театра «Руслан и Людмила» — под занавес фестиваля все-таки покажут. Это та самая скандальная постановка Дмитрия Чернякова, в которой многие зрители решительно не узнали классическую оперу Глинки, а одна зрительница из-за этого даже подала на Большой театр в суд. Теперь в спектакле появилось еще одно уязвимое место — им не будет дирижировать русский британец Владимир Юровский, которому сотрудничество с театром не пришлось по душе. А вот артисты из провинции, наоборот, рвутся участвовать в фестивале. На «Золотую маску» приедет «Граф Ори» из Екатеринбурга: оперу Россини там исполняют очень зажигательно. Прибудет и «Пиковая дама» из Астрахани: из года в год на фестивале появляются новые театры, которым не стыдно показать свой продукт столице.

27.03 — 2.04 Фестиваль Мстислава Ростроповича

Из московских музыкальных фестивалей этот самый молодой, он пройдет всего в четвертый раз. Само собой, посвящен он будет умершей в прошлом году Галине Вишневской: на открытии споют Реквием Верди — траурную мессу, в которой она некогда пела партию сопрано. Есть и другая дата — 100-летие со дня рождения Бенджамина Бриттена. Английский композитор был другом Ростроповича и посвятил ему Симфонию для виолончели с оркестром: на закрытии ее сыграет финский виолончелист Арто Норас, который в далеком 1966 году получил вторую премию на конкурсе Чайковского. Но главным событием фестиваля станут два концерта Оркестра Баварского радио. Руководит им дирижер ленинградской школы Марис Янсонс, чьи концерты пропускать нельзя. В двух программах — и суровый Бетховен (Пятая симфония), и кислотный Берлиоз (Фантастическая симфония), и живописный Стравинский («Жар-птица»).

5–16.05 Пасхальный фестиваль

Фестиваль Валерия Гергиева всегда начинался на Пасху и заканчивался в День Победы, объединяя верующих и патриотов. Тем и другим известно, что Пасха — событие скользящее, поэтому фестиваль всегда длился разное время. Гергиев любит большие масштабы, и его особенно устраивала Пасха в середине апреля. Но в этом году православный календарь подложил фестивалю свинью: Пасха придется на 5 мая, в связи с чем решено было продлить фестиваль до 16 мая. Как всегда — это будут не только симфонические концерты, но и хоровая программа в храмах, камерные вечера и особая звонильная часть, когда можно, сообразуясь с фестивальным расписанием, гулять по Москве и слушать колокольные звоны в исполнении профессиональных мастеров дела.

1–12.06 Фестиваль оркестров мира

В противоположность Пасхальному (изначально только московскому) этот фестиваль задуман как федеральный, а за рубежом даже называется Kremlin Festival. Он тоже приурочен к Дню России 12 июня и проводится в Колонном зале Дома Союзов, арендовать который не хватает средств больше ни у кого из организаторов концертов классической музыки. Участники каждый год выбираются по какому-нибудь принципу: в этом году на него приглашены оркестры оперных театров мира — например, Венецианского театра «Ла Фениче» или Цюрихской оперы. Ну а в сам День России выступит оркестр Большого театра.

Новости партнеров