Топ-менеджер Игорь Симонов в свободное от управления компанией время пишет романы, рассказы, пьесы. Ольга Павлова посмотрела его спектакль в театре «Практика», чтобы выяснить, что общего между драматургом и бизнесменом.
На сцене двое — он и она, он объясняет, почему они больше не будут встречаться. Ему скучно.
Пауза.
На сцене снова двое — владелец самой крупной нефтяной компании и человек из администрации президента, который советует ему не заключать контракт с иностранным партнером.
Пауза
Снова двое — она и он.
Журналистка и ее приятель, их друг, зарабатывавший «решением вопросов», обвинен в убийстве.
Спектакль «Небожители» собирает аншлаги в театре «Практика» с 2007 года — до сих пор это чуть ли не самое злободневное зрелище на сцене в Москве — тут и эмиграция в Лондон, и судьба нефтетрейдера, и бизнес-разборки, и коррупционные схемы, и закулисье на телевидении.
Современный спектакль по современной пьесе. Ее автор — Игорь Симонов, генеральный директор холдинга «Медиа партнер», бывший глава Xerox Eurasia. Симонов знаком с бизнесом и «небожителями» не понаслышке. Видимо, в этом причина, почему на сцене звучат такие естественные диалоги, а перипетии бизнеса не кажутся нелепой выдумкой.
Симонов с удовольствием рассказывает, как он попал в театр «Практика». Это было не сложно — его дом находится прямо напротив театра. И когда была готова пьеса «Небожители», он договорился о встрече с художественным руководителем театра Эдуардом Бояковым.
«И вот я в костюме, галстуке захожу в театр, — вспоминает Симонов. — Эдуард счастливо улыбается: «Садитесь! Садитесь, вот такой у нас театр», предвкушая, видимо, что я предложу ему спонсорство. Но надо отдать должное, что, услышав про пьесу, Бояков очень хорошо держался. Лицо почти не изменилось, но в глазах было: «Чтобы ты провалился, я на тебя тут время трачу».
Симонов оставил текст и улетел в Америку, и там получил сообщение на автоответчик от Боякова: «Есть о чем поговорить, перезвоните».
Так началась его новая карьера — писателя и драматурга. В феврале 2007 года в театре «Практика» вышел спектакль «Небожители», в 2009 году «Практика» открыла новый сезон спектаклем «Девушка и революционер» (посвященный знакомству Сталина с Надеждой Аллилуевой). С 2006 по 2008 годы вышли романы Симонова — «Приговоренные», «Уровень опасности» и сборник рассказов Mondiale.
Впрочем, писать Симонов начал еще в 1980-е годы, но столкнулся с жесткой цензурой, что надолго отбило желание печатать тексты. Начал писать роман и примерно одновременно стал директором совместного предприятия — карьера пошла вверх. И когда его, уже главу Xerox Eurasia, спрашивали, о чем он жалеет в жизни, Симонов неизменно отвечал: «Жалею, что не дописал роман».
Только в 2003 году он закончил «Приговоренных». А потом написал еще один роман — о том, как в России становятся террористами. Сейчас заканчивает третий, с трудом выкраивая время в жестком графике топ-менеджера.
«Если вы знаете человека, который на таком уровне как я, руководит крупной компанией и пишет книги, найдите мне его, я бы хотел с ним поговорить», — просит топ-менеджер. Но это будет сложно. Глава компании «Медиа партнер» принадлежит к очень небольшой группе людей, которые занимаются серьезным бизнесом и серьезной литературой.
Правда, Симонов-бизнесмен и Симонов-писатель друг с другом не дружат. «У меня бетонная стена в голове между писателем и бизнесменом, ее снарядом не прошибешь, — говорит автор «Небожителей». — Многие люди, с которыми я общаюсь, дела бы со мной не имели, если бы знали, что я потом могу это описать».
Поэтому и не любит распространяться про свою литературную деятельность, особенно на работе.
И все же иногда окошко в бетонной стене открывается, Симонов вспоминает истории, образы, случаи из жизни, отрывки разговоров. И тогда он отключает телефон, уезжает за город или в другую московскую квартиру, где не мешают дети, и начинает писать, от руки, по старинке.
— Вдохновения ждать бессмысленно, — говорит писатель. — Я сажусь, расслабляюсь, потом сконцентрировано пишу, по 2–3 часа, отдыхаю немного, и снова пишу.
Такая потребность писать?
— Это не потребность писать, — отвечает Симонов, — это невозможность не писать. Я не получаю удовольствия от письма, я трачу слишком много энергии. Но это сидит внутри, как зараза, и просится наружу.
Говоря это, Симонов листает толстую рукопись своего нового, уже перепечатанного набело, романа — набитые на компьютере убористыми буквами страницы представляют собой внушительную пачку.
На написание этой книги вдохновил автора опыт работы в Xerox. Выход книги «Год маркетолога» запланирован на весну 2010 года, а отрывок из него печатает Forbes Style.