03.03.2010 00:00

Игра в города

Ольга Павлова Forbes Contributor
Просто ездить в Египет и на Мальдивы УЖЕ скучно. Квест–туры — или авантюрные путешествия, как в кино или романах, — становятся альтернативой привычному отпуску.

Агент получает задание — выследить и сфотографировать в торговом центре Лондона сотрудника вражеской разведки и передать данные в штаб. Чтобы остаться незамеченным, агент пытается устроиться работать в местный бар. Но времени мало, не успеть. Тогда он переодевается сотрудником службы безопасности. Но операция снова срывается.

Это не сценарий очередного фильма про агента 007, а игра «Лондон под колпаком», организованная компанией «Квест-Тур». Агенты, шпионы — на самом деле туристы, которые решили поиграть в игру про шпионов.

Квест — термин компьютерный, в мир он вышел сравнительно недавно, когда стали популярны игры в альтернативную реальность — ARG (alternative reality games), где есть сюжет, очень похожий на реальный, а вымышленные действия пересекаются с настоящими.

Все началось с фильма «Игра» Дэвида Финчера, где альтернативная реальность замещала настоящую. Потом, в 2001 году, вышел фильм «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга. Для продвижения фильма и серии компьютерных игр креативный директор Microsoft Джордан Вайсман и гейм-дизайнер Элан Ли придумали настоящую детективную историю, сюжет написал писатель-фантаст Шон Стюарт. Игра The Beast началась с загадок в трейлере и постерах к фильму. Игра шла в интернете, длилась три месяца и увлекла более 3 млн человек по всему миру.

С тех пор такие игры стали популярным методом продвижения фильмов, сериалов (например, Lost), а также породили целый ряд подобных увлечений: ночные поисковые игры («Схватка», Encounter, «Ночной дозор», популярные в России) и игровые путешествия — квест-туры.

В России такие приключенческие поездки в разные страны стала предлагать компания «Квест-Тур» в 2006 году. Глава компании Евгений Раскатов говорит, что идея была навеяна приключенческими книгами, британским телевизионным реалити-шоу The Mole и фильмом «Игра». Сценарии ко многим играм пишет именно писатель, автор детективных романов Александр Доронин.

Так родился новый вид активного туризма, где роль спорта выполняет логическая игра. Основа квестов может быть различной — поиски клада, детективное расследование, выживание на необитаемом острове, создание бизнеса. Игры проходят в Европе, Египте, Йемене и России. Основной упор делается на интригу, непредсказуемость и реализм разворачивающихся событий. Ведь главный закон жанра — «это не похоже на игру».

В основу игры «Лондон под колпаком» легли реальные операции, проводившиеся разведками разных стран. В Лондоне много шпионских достопримечательностей — например, мост в парке Сент-Джеймс или ресторан, в котором отравили Литвиненко. Правда, организаторы стараются не очень активно включать эти места в игру, опасаясь реальной контрразведки.

Среди клиентов компании — топ-менеджеры и бизнесмены, молодые и активные люди, которые устали от обычных путешествий. 90% путешествий компании «Квест-Тур» — закрытые, то есть либо корпоративные, либо организованные для небольших групп. Джузеппе Фумагальи, владелец строительного бизнеса в Италии, участвовал в игре «Сокровища Римской империи». «Это было гораздо интереснее, чем просто путешествие, — рассказывает предприниматель. — Как в приключенческом кино».

На секретной службе

Сергей Рахов

предприниматель

Стоимость игры: €2500

(включая перелет и проживание)

Л етом прошлого года я на три дня стал секретным агентом спецслужб. Давно хотелось какой-то активной поездки, но не походов и сафари, а совершенно другого. Это был квест-тур, но очень правдоподобный, и временами все мы забывали, что идет игра. Задания внешне очень напоминали работу реальных спецслужб, и была опасность, что нас и впрямь примут за разведчиков, со всеми вытекающими последствиями (на время разбирательств по крайней мере).

В квесте участвовало две команды, две разведывательные группы (по восемь человек), игравшие друг против друга. Приходилось следить, уходить от слежки и погони, вербовать агентов, а в конце игры — заложить тайник.

По приезде был инструктаж. Это сразу напомнило сцену из шпионского фильма, когда главного героя вводят в курс дела. Наш куратор реально был похож на шпиона. Далее мы не могли передвигаться по городу, как это делают нормальные люди. Даже если задание — в пабе на другой стороне улицы, где нужно снять отметку, дорога до него могла занять несколько часов. Приходилось проехать на автобусе, метро, пройти через торговый центр и, только убедившись, что за тобой не следят (а могли и не следить вовсе), идти в этот паб — и обратно так же. Первые несколько раз было сложновато, но потом я освоился.

В процессе игры мы стали готовить вербовку и знали, что будут вербовать кого-то из «наших». В итоге вербовали меня... и я завербовался. А точнее, сделал вид. Стал «двойным агентом». И после этого играть стало еще интереснее, потому что во многом я определял дальнейший ход игры.

Со мной в квесте участвовал мой старый знакомый, который постоянно живет в Лондоне. Остальных участников я не знал. Но после поездки мы расстались друзьями. Кстати сказать, это неплохой способ завести новые знакомства, ведь в игре ты узнаешь человека с разных сторон.

В Лондоне я и до поездки бывал много раз. Но раньше преимущественно ходил по клубам, концертам, а теперь знаю потаенные улочки, переходы и всякие скрытые помещения на вокзалах.

Горячая путевка

Виктория Капкова

совладелица туристического агентства

Стоимость игры: €100 (только игра)

Я не люблю лежать на пляже, поэтому и поехала не просто в Дахаб, а в квест-тур «Египетские ночи». Нас собралось человек 35, семь команд — и четыре дня подряд, по ночам, мы участвовали в игре.

На одном из этапов нам досталось задание поехать на городской полузаброшенный пляж и найти рыбу. Мы долго думали, что это значит, пока не увидели заброшенную лодку в виде рыбы. Внутри написаны цифры, видимо, номер телефона. Причем по правилам звонить мы могли только из таксофона. И как мы его искали в забытой богом рыбацкой деревне! После звонка новое задание: найти самую высокую пальму в Дахабе. А надо сказать, что в Дахабе вообще нет пальм. Накануне мы ездили на экскурсию в оазис, в дюны, где действительно росли пальмы. Но это было так далеко от города, что было ясно: нам не туда. В тот момент мы, наверное, были похожи на команду знатоков из программы «Брейн-ринг»: сидим в машине, совещаемся, время идет. И вдруг кто-то случайно видит в окошко железную пальму.

Мы поднимались и на гору Моисея, но не как все туристы, цепочкой по тропинке, а необычным маршрутом и снова в поиске секретного кода. Побывали в настоящей бедуинской деревне — с узкими улочками, сплетающимися в лабиринт, где прыгают козы, спят верблюды, а местные по ночам пьют чай и играют в карты.

В квесте никогда не знаешь, где будешь завтра: может, на снежной вершине, а может, в другой стране. Ощущение, что абсолютно все, кто вас окружает, тоже в игре.Так во многом и было — местные подыгрывали организаторам тура.

В компании были и бизнесмены, и студенты. Запомнилась одна женщина, владелица бизнеса, которая вначале не хотела участвовать, но в итоге включилась в игру, была активнее всех, видно, сказывалась бизнес-хватка. Ее команда победила. Такие игры — один из лучших способов выплеснуть энергию, выйти за рамки.

ПОГОНЯ за шашлыком

Николай

владелец строительного бизнеса

Стоимость игры: €100 (только игра)

Меня пригласили на шашлык — на берегу озера в Финляндии. И все бы хорошо, но, чтобы попасть на ужин, нужно было пройти десяток испытаний и проехать больше 300 км по Финляндии. Так я попал в тур Suomi-квест.

И даже не ожидал, что мне он может так понравиться. Это настоящая логическая игра на сообразительность и быстроту мышления. К тому же игра очень активная — нам пришлось побегать, почти как в «Форте Боярд». Я часто бываю в Финляндии, у меня здесь партнеры по бизнесу, но никогда подобного не видел. Выполняя задания, мы посетили массу музеев, побывали на старинной мельнице, в заповеднике, в шведском замке, прошли по подвесному мосту на высоте около 30 м.

Одно из самых интересных заданий было на водяной мельнице — это музей, где нам нужно было искать подсказку. Мы обошли все, внимательно изучили каждый уголок — как раньше никогда ни в одном музее. И потом догадались посмотреть в книге отзывов и пожеланий — там подсказка и оказалась. По ней мы попали в средневековый шведский замок, который очень хорошо сохранился, нашли план, как добраться к переправе. А на пароме был уже новый ребус (его мы нашли с помощью металлоискателя). Это был ключ — явно от гостиницы. Но что за гостиница, где она — неясно. В итоге снова совещание, логические рассуждения. Когда мы решили головоломку, было далеко за полночь. Организаторы заждались нас на берегу озера. Но шашлык был отменный, стоил этих девяти с лишним часов погони. Впервые в жизни, а я много где побывал, у меня был такой интенсивный отдых.

Новости партнеров