03.07.2011 00:00

Станция Коломенская

Экскурсии на выходные расписаны до июля 2012 года, но все равно надо прорываться. Очередь — в Музей пастилы. Когда я о нем услышала — не поверила восторженным отзывам: то, что мне известно под словом «пастила», не соблазняет ничуть. Но он так себя и именует: «Музей исчезнувшего вкуса».

В Коломне, некогда соцарственном Москве городе, откуда Дмитрий Донской отправился на Куликовскую битву, позже перестроенном Екатериной Великой по проекту архитектора Казакова, наконец отреставрировали кремль и посад, а рядом с кремлем плюхнули гигантскую лепешку — Дворец конькобежного спорта. В 2008 году здесь проходил Кубок Европы, и в рамках культурной программы Наталья Никитина, ныне директор Музея пастилы, с Еленой Дмитриевой, ставшей руководителем проекта, решили воспроизвести потешный парад, описанный в «Ледяном доме» Лажечникова, первого русского романиста, уроженца Коломны.

В Ледяной дом царица Анна Иоанновна велела привезти по паре представителей каждой народности, чтобы показать иностранцам, как велика Россия, и русскую женщину олицетворяла «коломенская постильница» — торговка пастилой (слово писалось тогда через «о», от «постелить», поскольку при изготовлении пастилы из испеченных яблок ее стелют пластами, а потом режут на ломти).

С этого все и началось: костюм воспроизвели в точности, а где взять саму пастилу, которую впервые придумали и начали изготовлять в Коломне, — неизвестно. Нашли рецепты настоящей пастилы, но попытки разместить заказ на какой-нибудь кондитерской фабрике потерпели фиаско: никто не взялся, и две отчаянные девушки стали пытаться изготовить ее на своей кухне. Вышло не сразу, а в 2009 году они уже открыли свой музей, делая поначалу семь сортов, теперь их 26. Например, «Пастила Трезвость. Отъ запоя и пьянства» — в 1907 году она была удостоена Большой Золотой медали и Гран-при на Парижской выставке, а производилась с 1735 года. Читаю этикетки на других коробках: «Пастильный тортик госпожи Сыцянко 1910 года», «Пастила малиновая кондитерской фабрики П.К. Чубрикова» — эту фабрику сейчас восстанавливают из руин и собираются закончить к 19 августа, к трехдневному празднику яблок.

Коломна — яблочное место, а пастила делается из печеных яблок (в некоторых сортах еще малина, смородина, чернослив, хмель) и яичных белков, хотя одни пастилки на вид как бисквиты, другие — как застывший сок, третьи — как суфле. Музей — это не только чаепитие с пастилой и рассказ о ее истории, но и театральные представления. Все костюмы сшиты по книгам XIX века, играют не актеры — музейные работники, но здесь не театр, а именно музей. У Благотворительного фонда В. Потанина есть проект «Меняющийся музей в меняющемся мире», Наталья выиграла грант, благодаря которому музей поставили на ноги. Суть проекта в том, что сегодняшний музей должен быть интерактивным, программы — постоянно меняться, посетители ждут «продолжения». Вышли мы только к ночи, и экскурсовод музея Александра Андреевна Жук, которая знает историю России так, будто сама прожила все девять веков, о которых рассказывает, водила нас по самому городу уже в сумерках, но он так хорошо подсвечивается, что даже фотографировать можно. Показывает она на жилые домики, они есть и прямо на территории Кремля: «Знаете, почему у всех домов на улицу выходит три окна?» — «Нет». — «Потому что улица, у лица, а лицо — два глаза и рот, три окна». Шутка, но красивая.

[processed]

Новости партнеров