К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Хозяева морей


После короткого затишья русские снова хотят быть первыми в яхтинге.

Битва размеров

Самая большая яхта стала еще длиннее. 

Благодаря Роману Абрамовичу вопрос «у кого длиннее» применительно к яхтам утратил свою остроту: всем известно, что длиннее у Абрамовича и это надолго. Длиннее, как ни считай: его яхта Eclipse — самая длинная в мире, и сумма длин всех его яхт будет больше, чем у кого-либо еще. Благодаря Абрамовичу и еще нескольким владельцам с Ближнего Востока яхты достигли таких размеров, что могут сравниться с большими круизными лайнерами и военными кораблями: они все меньше похожи на суда, сделанные для удовольствия одного человека. Eclipse — это уже неприступная, хорошо охраняемая крепость с двумя вертолетными площадками, ракетной установкой, мини-подводной лодкой и бронированными стеклами. В ней также есть «антипапарацци-щит»: когда система фиксирует камеру, она направляет световые лучи прямо в объектив, чтобы сделать съемку невозможной. Все эти уровни защиты бескомпромиссно охраняют покой хозяина: в прессу не просочился ни один снимок интерьера этой яхты или владельца, отдыхающего на ней.

 

Секретность проекта привела к парадоксальному результату: яхта за последний год «подросла». Пока ее строили на гамбургской верфи Blohm+Voss, считалось, что ее длина 162,5 м, но, когда в декабре прошлого года яхта была передана заказчику, оказалось, что ее реальный размер — почти 164 м. А это уже существенный отрыв от прежнего, непобедимого в течение многих лет лидера, яхты Dubai шейха Мохаммеда бин Рашида аль Махтума (162 м). Также известно, что в рейтинге этого года как минимум 11 новых участников.

Этот год запомнится торжеством голландской верфи Feadship, входящей в состав концерна LVMH: в последние месяцы с ее стапелей сошли четыре яхты размерами от 78 до 88 м. Вообще преобладание голландских и немецких верфей в рейтинге Top 100 непоколебимо: в прошлогодний список вошли 44 германские яхты и 18 голландских. Россияне и выходцы из России по-прежнему неплохо представлены в рейтинге — в прошлом году им принадлежало 18 крупнейших яхт. Роману Абрамовичу помимо Еclipse и Luna часто приписывают Pelorus и Ecstasea, однако это уже устаревшая информация. Ecstasea (86 м, верфь Feadship) была недавно продана министру иностранных дел ОАЭ шейху Абдалле бен Зайду ан-Нaхaйяну. Что касается Pelorus (115 м, Luerssen), то, по слухам, эту яхту Абрамович передал бывшей жене Ирине, однако точнее установить ее собственника не представляется возможным.

 

Еще одна яхта, которая, возможно, принадлежит Абрамовичу или кому-то из его окружения, — 78-метровый Titan, построенный верфью Abeking & Rasmussen в прошлом году.

Если добавить к этому Grand Bleu (113 м, верфь Bremer Vulkan), ранее принадлежавшую Абрамовичу, но переданную им партнеру Евгению Швидлеру, то влияние председателя Думы Чукотского автономного округа на мировой яхтинг не сравнимо ни с чьим другим.

Как и при подсчете состояний, в рейтингах самых больших яхт мира нет единой системы, информация разрозненна. К примеру, авторитетный рейтинг Top 100 международных изданий Yachts ориентирован исключительно на моторные яхты. А на сайте Superyachts.com есть и парусные номинанты. Но в целом ситуация ясна и о состоянии индустрии можно судить по новым проектам.

 

Тест на совместимость

При выборе чартера брокер учитывает десятки нюансов.

Когда речь заходит о чартере суперъяхт, выясняется, что самые востребованные не всегда самые большие. Огромные яхты идеальны для демонстрации эго владельца и таланта дизайнеров, но для отдыха в кругу семьи или компании друзей куда лучше подходят суда размером 35–65 м. На яхтах очень большого размера компания из 6–8 человек может просто потеряться. Однако в чартер можно взять и многие яхты из рейтинга Top 100. Одни владельцы сдают их, чтобы покрыть хотя бы часть расходов на содержание: стоимость топлива, обслуживания, стоянки и экипажа может исчисляться миллионами. Для других это способ достичь оптимизации налогов: яхты, зарегистрированные как чартерные, получают налоговые льготы на топливо. Зафрахтовать можно даже Eclipse, стоимость ее недельного чартера — $2 млн. Для сравнения: стоимость недели на хорошей 35-метровой яхте обойдется от €100 000 (неделя аренды — от €80 000 + затраты на топливо и стоянки + чаевые), 60-метровой — от €350 000 (но это только аренда; к этому надо прибавить чаевые около €30 000 и затраты во время чартера — набежит, наверное, около €450 000).

Захочет ли кто-то потратить €2 млн за неделю? Во время последнего брокеражного шоу в Генуе брокеры отмечали, что в сезон Eclipse всегда занята.

Традиционно летом, особенно в июле-августе, повышенным спросом пользуется Средиземноморье, зимой, на Рождество и Новый год, — Карибы. Но яхту с хорошим экипажем сложно подобрать в нужном месте — для этого нужен опытный брокер. Чартер следует планировать за несколько месяцев.

 

Burgess, Edmiston, Camper & Nicholsons, Ocean Independence, Fraser — вот крупнейшие из компаний, занимающихся брокеражем суперъяхт. Каждая из них является центральным брокером своего пула яхт, а значит, эти яхты известны им в каждой детали, а иногда даже построены при их участии. Вилена Павлова, глава представительства Burgess в России, брокера с коллекцией суперъяхт от 35 м, уверена в том, что хорошая команда влияет на впечатление от круиза не меньше, чем дизайн яхты и ее состояние. Условно говоря, одни команды лучше организуют и обслуживают вечеринки, а другие — занимаются детьми. К примеру, на яхте Unbridled (58 м, Trinity) служит титулованный шеф-повар, на Kogo, 72-метровом шедевре дизайнера Тима Хейвуда — один из лучших инструкторов по дайвингу. На яхте Sequel P (55 м, Proteksan-Tourquoise) есть массажист, диетолог, натуропат и фотограф в одном лице. И только брокер знает, кто оценит эти таланты.

«Люди устают каждый год ездить в Монако и Сен-Тропе, они готовы увидеть что-то новое — так комментирует Вилена географию летних чартеров. — Хорватия с ее живописным берегом и островами — идеальное место для круиза. Раньше здесь трудно было найти новую или просто большую яхту, приходилось перегонять из других стран. А в этом году в хорватских водах более 20 яхт размером свыше 50 м. Греция и Турция тоже красивы, там пока мало новых суперъяхт. И все же вектор интереса постепенно смещается на восток: у Турции, как и у Хорватии, большой потенциал».

Вне традиций

Русская яхта может быть какой угодно, только не классической.

 

Представления о том, как должна выглядеть идеальная яхта, постоянно меняются. Речь идет не только о стилистике, которая сегодня может быть какой угодно. Классика, ар-деко, минимализм, футуризм, азиатский стиль и множество других существуют на равных. Важнее дизайнерские решения, связанные с увеличением личного пространства. К примеру, сейчас не любят дробить пространство на множество мелких помещений, и даже на самых крупных яхтах редко делают больше пяти-шести гостевых кают: мало кто отважится на совместный отдых с десятками гостей. Общим местом стало отсутствие перегородок между гостиной и салоном и возможность оставить открытыми двери на заднюю палубу: таким образом пространство расширяется и заполняется воздухом. Каюту владельца делают шириной во всю палубу, иногда даже на двух уровнях.

Современные дизайнеры стараются использовать как можно больше естественного света: в гостиных появились панорамные окна, прозрачные потолки. Фитнес-клубы стали просторнее, появились джакузи на палубе, массажные комнаты, турецкие бани и тропические души. На одних яхтах установлены инфинити-бассейны, на других в бассейнах появились бары. Изобрели выдвижные балконы, которые позволяют увеличить салон или каюту. Увеличилась площадь пляжных клубов — площадок, с которых удобно спускаться в воду для купания. Катера и водные игрушки теперь по возможности не оставляют на палубе, а убирают в гараж. В продвинутых модификациях тендеры попадают на воду через откидные борта.

«Я могу назвать пять яхт, изменивших в последнее десятилетие представление о том, какой в принципе может быть яхта, — говорит Сергей Добросердов, директор компании Nakhimov, представляющей интересы русскоязычных клиентов при строительстве супер- и мегаяхт. — Это Pelorus, A, Maltese Falcon, Alfa Nero и Palladium. Три из них принадлежат (или принадлежали) русским судовладельцам».

Одна из последних работ Nakhimov — 55-метровая яхта Quinta Essentia, построенная голландской верфью Heesen весной 2011 года для русского заказчика. В ней много необычного, в первую очередь балконы, бассейн с подсветкой и водопадом, радикальные пространственные решения и черно-белая глянцевая стилистика интерьера.

 

Многие годы выступая посредником между российскими владельцами, дизайнерами и верфями, Сергей недавно открыл в Монако еще одну компанию — Dobroserdov Design, где рождаются передовые проекты, рассчитанные на 2015–2020 годы. Все они гибридные, с лаконичным дизайном и минимальным воздействием на окружающую среду.

Влияние русских на мир яхтенного дизайна становится все более заметным. В США редкому владельцу суперъяхты меньше пятидесяти лет, и вполне логично, что американцы выбирают классический дизайн или ар-деко, а в России такими судами владеют те, кому около сорока, и они предпочитают гораздо более радикальные решения. «Вне всякого сомнения, русские готовы принять более авангардный дизайн», — говорит Тим Хейвуд, дизайнер, создавший десять из ста самых больших в мире яхт. Хейвуд только что закончил работу над 65-метровой яхтой Imagine, созданной голландской верфью Amels по заказу двух бизнесменов, один из которых — русский, большой поклонник Джона Леннона. Многие пространства этой яхты имеют форму круга и ассоциируются с контурами музыкальной пластинки, такой как золотой диск Imagine, висящий в кабинете владельца. «Главная особенность яхт для русских владельцев — это их разнообразие, — отмечает Добросердов. — Очевидно, это связано с отсутствием традиций как в дизайне интерьеров, так и во внешней стилистике. Это и не хорошо, и не плохо. Кроме того, каждая русская яхта — это, как правило, statement! Мы не так давно прорвались в этот мир, и желание самовыразиться по-прежнему превалирует при принятии многих решений. Однако общий тренд последних 2–3 лет — это все же постройка все более «нормальных» яхт, рационального подхода при проектировании и строительстве. Ну и, разумеется, каждая русская яхта очень «техническая». Практически обязательны самые современные интегрированные рубки, новейшие системы кондиционирования, освещения, управления музыкой и видео. Вы вряд ли встретите «русскую» яхту, которая независимо от размера была бы не full options. И это здорово».

В моде зеленое

Экологический яхтинг становится одним из главных трендов. 

 

В случае с моторными суперъяхтами говорить об экологичности не приходится: они потребляют слишком много топлива, и их владельцы, предпочитающие высокие скорости, о снижении вредного выхлопа думают в последнюю очередь. Тем не менее об этом думают дизайнеры и морские архитекторы. «Энергия движения яхты приблизительно равна энергии, которую используют для поддержания жизнеобеспечения яхты», — замечает Хьюго ван Виринген, директор дизайн-бюро Azure Naval Architects.

Если суммировать открытия, которые сделаны профессионалами, то можно выделить несколько моментов. У Exuma, «экологической яхты года», выпущенной на верфи Picchiotti, форма корпуса оптимизирована для того, чтобы снизить сопротивление. Подобные проекты есть сейчас у нескольких верфей — это позволяет сократить потребление топлива до 30%. Другой аспект — экономия энергии внутри яхты, прежде всего на кондиционировании помещений. Для этого используют стекла с защитным покрытием, не пропускающим ультрафиолет, помещение меньше нагревается. Интеллектуальные системы кондиционирования снижают потребление энергии в тех помещениях, где никого нет. Эти и другие хитрости, по мнению ван Вирингена, помогают сэкономить еще до 30% энергии. Многие задумываются об альтернативных источниках энергии — использовании солнечных батарей. Arcadia 85 — самый яркий пример такой яхты, буквально вся ее крыша покрыта солнечными панелями. Конечно, они не настолько мощны, чтобы обеспечить автономное плавание судна, но часть энергетических затрат все же компенсируют.

Еще один пример экономии энергии показывает 45-метровый эксплорер Big Fish, который освещается светодиодными лампами, а для обогрева воды используют моторный выхлоп. Экологическая ответственность проявилась и в таких неожиданных деталях, как замена тиковых, невосстанавливаемых палуб на более прочные гранитные — к радости девушек, которые наконец смогут ходить по ним на каблуках. На Big Fish запрещены пластиковые бутылки — каждому гостю выдают личную металлическую бутылку, которую в любой момент можно наполнить. Кстати, проблеме отходов из пластика был посвящен прошлогодний круиз экологического активиста Дэвида де Ротшильда из Сан-Франциско в Сидней на яхте Plastiki, построенной из 12 500 пластиковых бутылок.

По-настоящему «зеленый» яхтинг, как и раньше, может быть только под парусом. Да, современные парусные яхты все равно снабжены двигателями и нуждаются в энергии для кондиционирования и освещения, но по расходу топлива они не сравнимы с моторными. Верфь Perini Navi в свое время совершила революцию: именно там придумали строить парусные суперъяхты. Это тот случай, когда романтика моря присутствует в круизе, как и век назад, но комфорта гораздо больше. К сожалению, парусники по-прежнему не входят в сферу интересов российских судовладельцев. Хотя и среди наших бизнесменов есть энтузиасты парусных регат, которые финансируют целые команды (вспомним хотя бы Завадникова и его «Синергию»), это не вдохновляет их коллег на покупку парусных суперъяхт. Но у них все еще впереди: росийскому яхтингу всего-то 20 лет, и, судя по всему, русские судовладельцы быстро учатся.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+