Болид по-русски | Forbes.ru
$58.97
69.24
ММВБ2152.16
BRENT65.03
RTS1149.82
GOLD1242.03

Болид по-русски

читайте также
Тайна «Спасителя». Кто купил полотно да Винчи у миллиардера Рыболовлева за $450 млн +33 просмотров за суткиИталия объявляет чрезвычайное положение из-за взрыва на газовом хабе в Австрии +59 просмотров за суткиГруппа S7 обвинила нефтяников в завышении цен на керосин +215 просмотров за сутки «Политика шантажа». «Роснефть» снова требует арестовать активы «Системы» +190 просмотров за суткиЗакрытый клуб. Какие программы лояльности нужны магазинам, ресторанам и гостиницам +216 просмотров за суткиЧрезмерные амбиции: руководство General Electric увлеклось дорогими покупками +690 просмотров за сутки«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году +834 просмотров за суткиРабочий вопрос: 5 вечерних образов для корпоративного праздника +403 просмотров за суткиНовогодние покупки. Какие активы подорожают из-за налоговой реформы в США +2688 просмотров за сутки«Цифровое золото»: Павел Дуров заработал на биткоинах больше $30 млн +591 просмотров за суткиСделать Америку великой: Трамп хочет вернуть астронавтов NASA на Луну +530 просмотров за суткиПраво руля: в чем кроется успех японского автопрома +904 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане +1676 просмотров за суткиТехнологические тренды 2018 года: Большой Брат — это реальность +17 просмотров за сутки«Школа миллиардера» 2017-2018: Forbes ищет таланты +5290 просмотров за суткиГражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт +5131 просмотров за суткиПодарок миллиардеру. Рыболовлев начинает стройку на острове Скорпиос +2112 просмотров за суткиВ сторону сванов: ваш новый маршрут по Грузии +1205 просмотров за суткиШкатулка с секретом: как сделать прозрачной информацию о зарплатах +5740 просмотров за суткиГенерал Александр Лебедь: «Политики относятся к простым смертным как к мусору» +1869 просмотров за суткиРазвод по-итальянски: почему Ferrari никогда не уйдет из «Формулы-1»
03.07.2011 00:00

Болид по-русски

Шоумен и автогонщик Николай Фоменко на большой скорости выводит первый российский спорткар в люди.

Все же странно, что под капотом у «Маруси» стоят V-образные «шестерки», а не сам Фоменко. Его энергии может позавидовать любой двигатель. Пока публика ждет серийных русских суперкаров, специалисты недоумевают: Николай с партнерами медленно, но верно идет к реализации своей мечты, расширяя модельный ряд, презрев косность и нравы мирового автопрома. Постойте, а почему медленно? За два года проекта открыта и оборудована производственная площадка, найдены нужные люди, построен шоу-рум в центре Москвы, проведен тест на безопасность машины, показаны несколько прототипов. Первые тесты для клиентов прошли в Монако весной, профильных журналистов обещают пригласить на тесты в России в июле. Но пока я сижу не за рулем «Маруси», а в офисе компании Marussia Motors и беседую с ее президентом. На беседу, впрочем, это похоже мало, скорее на лекцию, а сам Николай не слишком похож на президента. На идеолога? Официально это звание принадлежит Ефиму Островскому, одному из четырех совладельцев компании. Как бы то ни было, очевидно, что из всех 350 сотрудников компании Фоменко больше всех верит в успех «Маруси». И, слушая Николая, я чувствую себя, как Алиса в сказке, «все чудесатее».

Завод на северо-востоке Москвы — сборочная площадка, куда приходят комплектующие. Он похож на базу зажиточной автоспортивной команды и мало чем отличается от десятков других «заводов» мелкосерийных производителей по всему миру. В цехе финальной сборки на стапелях стоит с десяток будущих «Марусь» разной степени комплектности, на одном — «праворукая» версия для сертификации в Великобритании. Для России Фоменко надеется выпустить 100 машин до конца года, в следующем выйти на проектную мощность 300 автомобилей в год, а «лет через пять мы хотим выйти на 10 000, это объем, позволяющий скользить по поверхности, больше уже тяжело». Тут надо сказать, что даже итальянская Ferrari, гигант в мире суперкаров, принадлежащая глобальному автомобильному концерну Fiat, выпускает всего 6000–7000 автомобилей в год. Но все сомнения в успехе Фоменко отметает с ходу, уверяя, что проект «Маруся» и жизнеспособен, и перспективен, в том числе потому, что производство размещено в России, а не в Китае. Скептически привожу в пример голландский Spyker, который за 10 лет так и не стал рентабельным, не говоря уже об увеличении объемов производства. «Они никогда не ставили цели собирать автомобиль!» — взрывается Фоменко. Мировые стандарты? «Да как вы не понимаете! Мы садимся не в последний вагон поезда, а в первый!» — восклицает он в ответ на мои «реплики не по делу», давая понять, что осведомлен о сложностях производства и ошибках, совершенных многими мелкосерийными производителями. А среди конкурентов Фоменко видит совсем другие автомобили — гран-туристическая «Маруся» должна соперничать с… «430-й», «360-й» и «911-й», то есть с Ferrari и Porsche начала — середины 2000-х.

Специалисты в успехе не так уверены. Так, по мнению руководителя школы спортивного вождения и чемпиона России по шоссейно-кольцевым гонкам Олега Кесельмана, «при всем уважении к команде «Маруся» сравнивать инженерный потенциал проекта, которому чуть больше двух лет, и таких грандов, как Porsche и Ferrari, некорректно. Чтобы создать достойный спорткар, требуются годы труда инженеров и тест-пилотов и десятки прототипов».

Но Фоменко на чужие мнения внимания не обращает. И на вопрос, каким он видит своего идеального покупателя и не должен ли покупатель быть таким же энтузиастом, как и он сам, Николай отвечает: «Потребитель не обязан ничего понимать — пришел, увидел, купил, поехал!» «Маруси» B1 и B2 хороши и живьем выглядят куда лучше, чем на картинках. Живых машин уже собрано несколько десятков, две из них стоят в московском шоу-рум, остальные участвуют в доводочных тестах.

В компании принципиально не называют цифр инвестиций. Говорят, что гигантских бюджетов нет, зато есть Фоменко с его бронебойной харизмой и массой друзей и знакомых в автоспорте. Поставщики комплектующих тоже либо из числа друзей, либо тех, кто не устоял под натиском фоменковского обаяния. Два инженера трудятся на «Марусю» в США. Многие поставщики — в Европе. Над внешностью спорткара работал российский дизайнер Максим Шершнев.

Заявленная стоимость машины — €100 000. Не так уж много за кузов из углепластика на гоночном шасси. Подвески «Маруси» — с горизонтальным расположением элементов, как на «формульных» машинах, дорожный просвет минимальный, но для переезда неровностей предусмотрен гидролифт, он поднимает машину на 100 мм, и пользоваться им можно на скорости до 50 км/ч. «Маруся» пока неидеальна — у 400-сильных (это минимум) машин нет ни антиблокировочной системы, ни системы стабилизации. Фоменко обещает, что доводить машину будут по ходу, а ABS и ESP появятся осенью, тогда же, когда и «Маруся» с электродвигателем, и внедорожник.

Строго говоря, Фоменко не делает ничего особенного. В производстве суперкаров, где ездовой комфорт не важен, конструкция «Маруси» — стандартное решение. Похожие чувства рождает общение с машинами давно не существующих брендов и еще с Lamborghini, Maserati и прочими итальянцами тех времен, когда компании пусть и не процветали, но жили, выпуская несовершенные и очень обаятельные автомобили. До сих пор в мире существуют десятки независимых автопроизводителей, делающих спортивные автомобили и суперкары мелкими сериями и на заказ. У любителей и коллекционеров на слуху итальянская Pagani, шведский Koenigsegg, британские McLaren и Morgan, голландский Spyker, немецкие Wiesmann и Gumpert. Многие из них построены на агрегатах известных автопроизводителей и в сотрудничестве с ними, а масштабы их производства — от единиц до десятков автомобилей в год. Мелкосерийность определяет их будущую судьбу, большинство обретает владельца еще на стадии анонсирования производства и оседает в коллекциях или всю жизнь разъезжает по выставкам и аукционам. Можно сколько угодно указывать создателям «Маруси» на сырость концепции и сложности из области сертификации и прочего, на что у «больших» автомобилестроителей уходят годы. Все равно Фоменко на это скажет: «Тот, кто хочет производить автомобиль, делает это!» 

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться