Политическое закулисье | Forbes.ru
$58.83
69.33
ММВБ2152.41
BRENT63.39
RTS1153.32
GOLD1253.45

Политическое закулисье

читайте также
+1703 просмотров за суткиУ миллиардера Михаила Прохорова могли зависнуть деньги на Кипре +4716 просмотров за суткиПрезидент шутит. Как менялся юмор Владимира Путина +770 просмотров за суткиДеньги в космос: японский стартап привлек рекордные $90 млн для полета на Луну +1354 просмотров за суткиНаше золото. Российские специалисты стали популярнее за рубежом +3252 просмотров за суткиПонять и простить. Кто воспользуется налоговой амнистией Владимира Путина +267 просмотров за суткиРежиссер Димитрис Папаиоанну: «Обнаженное тело — повод для восхищения» +1575 просмотров за суткиНазад к сберкассе. Bank of America считает, что россиянам достаточно 40-50 банков +7284 просмотров за суткиВиртуальная ценность. Почему биткоин не стоит вашего внимания +1581 просмотров за суткиБлокчейн в Кремниевой долине: русские, анархия и новые требования к ICO +1304 просмотров за суткиМиллиардер Керимов вложился в акции Snapchat до выхода компании на IPO +510 просмотров за суткиЧиновников — в шахты: история госсобственности в добывающей промышленности +1273 просмотров за суткиЗимние метаморфозы: 5 коротких дубленок +3025 просмотров за суткиПутин пообещал простить должников и не повышать налоги до конца 2018 года +11796 просмотров за сутки$1 млрд на боксе. Флойд Мейвезер рассказал Forbes про биткоин, Владимира Путина и «русскую семью» +1353 просмотров за суткиПутин оценил поведение Саакашвили и политику Киева +1755 просмотров за суткиПутин назвал ошибкой назначение Родченкова в спортивную систему России +5068 просмотров за суткиСуд отказался возвращать Siemens газовые турбины из Крыма +421 просмотров за суткиМеханический продавец: как сохранить человечность в онлайн-торговле +1499 просмотров за суткиУйти, хлопнув дверью: недобросовестным переговорщикам придется платить +1544 просмотров за суткиБудущие асы: как выбирают пилотов +499 просмотров за суткиАлексей Кривошапкин: «У нас нет простых пациентов»
02.10.2011 23:00

Политическое закулисье

В предвыборный год политические дебаты выходят и на театральные подмостки. Последний сезон ознаменовался выходом нескольких громких спектаклей с явной политической окраской. Театральный режиссер и актер Олег Любимов размышляет, можно ли это назвать тенденцией

Нежелание руководства театров отходить от классического (преимущественно комедийного) репертуара понятно: в условиях финансирования культуры по остаточному принципу директора обязаны думать о заполняемости залов. Зарплата труппы напрямую зависит от количества проданных билетов. А заманить зрителя проще всего костюмной постановкой, желательно не обремененной глубокими проблемами. К тому же в последнее десятилетие театр для многих заменил светский раут — дамы в вечерних платьях и кавалеры в дорогих костюмах приходят сюда приятно провести время. И вдруг им вместо мелодраматических страстей показывают матерящихся гопников и пьяных депутатов. Рискованно! При этом никто не отменял высокое начальство: за острую постановку можно оказаться на улице с волчьим билетом. Страшно! И вдруг почти одновременно появляется несколько проектов, которые смело можно назвать политическими. Это тенденция или глас вопиющих в пустыне? Насколько принципиальны создатели спектаклей или они просто учуяли новую модную тему?

С высоты птичьего полета

Самым раскрученным проектом сезона стала дилогия Кирилла Серебренникова «Околоноля» и «Отморозки».

Премьера первого спектакля на Малой сцене МХТ собрала весь столичный бомонд, включая главного идеолога действующего режима Владислава Суркова. Весьма показательно, что именно ему молва приписывает авторство романа, легшего в основу инсценировки: получается своеобразная критика власти устами самой власти. Премьера «Отморозков» состоялась в Берлине, что тоже симптоматично: Европе как бы продемонстрировали, что критиковать существующее состояние дел в России очень даже разрешается. При этом Серебренников — очень талантливый режиссер, и спектакли у него получились крайне интересные. Но, по словам самого постановщика, он старался не принимать чью-либо сторону и как настоящий художник смотреть на проблему столкновения низов и верхов отстраненно. Но ведь обезличенный политический манифест невозможен! Без ярко выраженной авторской позиции протест против чего бы там ни было не имеет никакого смысла.

Прямой репортаж о смерти

Принципиально другой подход к созданию спектакля «Час восемнадцать» предприняли драматург Елена Гремина, режиссер Михаил Угаров и артисты Театра.Doc.

Их произведение — это яростная критика произвола чиновников, беспринципности судебной системы, тотальной коррумпированности страны. Театр.Doc и раньше ставил на повестку дня остросоциальные вопросы, но, показав на сцене процесс убийства Сергея Магнитского, полуподвальная команда поднялась на уровень настоящего политического театра. Это не просто спектакль — это суд над всеми виновными с указанием подлинных имен, должностей и представлением зрителю доказательств состава преступления. И весьма показательна судьба спектакля: его обошли вниманием престижные фестивали, средства массовой информации его практически «не заметили», и на гастроли его не приглашают — боятся.

Смех сквозь слезы

Третий тип российского политического театра создали авторы проекта «Гражданин поэт» писатель Дмитрий Быков и актер Михаил Ефремов.

Это театр сатиры (не путать с одноименным театром, не имеющим к сатире ни малейшего отношения). Когда-то политинформаторы из райкомов партии знакомили население с событиями недели, теперь эту функцию взяли на себя Быков с Ефремовым. Они молниеносно реагируют на все телодвижения власти, успевая облечь высказывание в поэтическо-пародийную форму. Получается очень талантливо, гомерически смешно и невыносимо грустно. Изгнанные с телевидения, просочившиеся в интернет, авторы внезапно материализовались с регулярными выступлениями в Театре эстрады. А в конце сентября они даже оккупировали сцену Барвиха Luxury Village — можно сказать, заявили о себе почти у ворот президентской дачи. Выходит так: массовому зрителю смотреть данное шоу нельзя, а то он начнет задумываться о действительности (чем и обусловлен запрет проекта на TВ). А жители Рублевки и так все знают и понимают — так почему же не посмотреть хороший спектакль?

Получит ли развитие политическая тема на российских подмостках в выборный сезон? Есть надежда, что диалог театра с властью продолжится. И мы когда-нибудь выйдем на уровень Европы, где актеры выступают со сцены с открытыми обвинениями в адрес «небожителей» и ни чем при этом не рискуют. Хотя и там сейчас начинают потихоньку закручивать гайки.

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться