Политическое закулисье
В предвыборный год политические дебаты выходят и на театральные подмостки. Последний сезон ознаменовался выходом нескольких громких спектаклей с явной политической окраской. Театральный режиссер и актер Олег Любимов размышляет, можно ли это назвать тенденцией
Нежелание руководства театров отходить от классического (преимущественно комедийного) репертуара понятно: в условиях финансирования культуры по остаточному принципу директора обязаны думать о заполняемости залов. Зарплата труппы напрямую зависит от количества проданных билетов. А заманить зрителя проще всего костюмной постановкой, желательно не обремененной глубокими проблемами. К тому же в последнее десятилетие театр для многих заменил светский раут — дамы в вечерних платьях и кавалеры в дорогих костюмах приходят сюда приятно провести время. И вдруг им вместо мелодраматических страстей показывают матерящихся гопников и пьяных депутатов. Рискованно! При этом никто не отменял высокое начальство: за острую постановку можно оказаться на улице с волчьим билетом. Страшно! И вдруг почти одновременно появляется несколько проектов, которые смело можно назвать политическими. Это тенденция или глас вопиющих в пустыне? Насколько принципиальны создатели спектаклей или они просто учуяли новую модную тему?
С высоты птичьего полета
Самым раскрученным проектом сезона стала дилогия Кирилла Серебренникова «Околоноля» и «Отморозки».
Премьера первого спектакля на Малой сцене МХТ собрала весь столичный бомонд, включая главного идеолога действующего режима Владислава Суркова. Весьма показательно, что именно ему молва приписывает авторство романа, легшего в основу инсценировки: получается своеобразная критика власти устами самой власти. Премьера «Отморозков» состоялась в Берлине, что тоже симптоматично: Европе как бы продемонстрировали, что критиковать существующее состояние дел в России очень даже разрешается. При этом Серебренников — очень талантливый режиссер, и спектакли у него получились крайне интересные. Но, по словам самого постановщика, он старался не принимать чью-либо сторону и как настоящий художник смотреть на проблему столкновения низов и верхов отстраненно. Но ведь обезличенный политический манифест невозможен! Без ярко выраженной авторской позиции протест против чего бы там ни было не имеет никакого смысла.
Прямой репортаж о смерти
Принципиально другой подход к созданию спектакля «Час восемнадцать» предприняли драматург Елена Гремина, режиссер Михаил Угаров и артисты Театра.Doc.
Их произведение — это яростная критика произвола чиновников, беспринципности судебной системы, тотальной коррумпированности страны. Театр.Doc и раньше ставил на повестку дня остросоциальные вопросы, но, показав на сцене процесс убийства Сергея Магнитского, полуподвальная команда поднялась на уровень настоящего политического театра. Это не просто спектакль — это суд над всеми виновными с указанием подлинных имен, должностей и представлением зрителю доказательств состава преступления. И весьма показательна судьба спектакля: его обошли вниманием престижные фестивали, средства массовой информации его практически «не заметили», и на гастроли его не приглашают — боятся.
Смех сквозь слезы
Третий тип российского политического театра создали авторы проекта «Гражданин поэт» писатель Дмитрий Быков и актер Михаил Ефремов.
Это театр сатиры (не путать с одноименным театром, не имеющим к сатире ни малейшего отношения). Когда-то политинформаторы из райкомов партии знакомили население с событиями недели, теперь эту функцию взяли на себя Быков с Ефремовым. Они молниеносно реагируют на все телодвижения власти, успевая облечь высказывание в поэтическо-пародийную форму. Получается очень талантливо, гомерически смешно и невыносимо грустно. Изгнанные с телевидения, просочившиеся в интернет, авторы внезапно материализовались с регулярными выступлениями в Театре эстрады. А в конце сентября они даже оккупировали сцену Барвиха Luxury Village — можно сказать, заявили о себе почти у ворот президентской дачи. Выходит так: массовому зрителю смотреть данное шоу нельзя, а то он начнет задумываться о действительности (чем и обусловлен запрет проекта на TВ). А жители Рублевки и так все знают и понимают — так почему же не посмотреть хороший спектакль?
Получит ли развитие политическая тема на российских подмостках в выборный сезон? Есть надежда, что диалог театра с властью продолжится. И мы когда-нибудь выйдем на уровень Европы, где актеры выступают со сцены с открытыми обвинениями в адрес «небожителей» и ни чем при этом не рискуют. Хотя и там сейчас начинают потихоньку закручивать гайки.