Лучший вид на этот город
Париж: нетривиальный взгляд
В этом году вышло сразу четыре книги про Париж: литературный, исторический, город стиля и город преступлений. И хотя в последние годы, путешествуя, мы проявляем к Парижу по большей части пищевой интерес, за его мишленовскими звездами нам очевидно не хватает проекции города городов, таинственного, удивительного и настолько пропитанного историей, что хоть зажмурься и не дыши.
Михаил Трофименков
«Убийственный Париж»
СПб.: Амфора, 2012
Народный доктор Марсель Петио, бесплатно лечивший бедняков Парижа в 1930–1940-х годах, построил в центре города «Дом тысячи трупов» — одному Богу известно, сколько людей он сжег в своей частной газовой камере. Соотечественникам добрый доктор представлялся идейным борцом Сопротивления, пока в чемоданах вещественных доказательств не начали находить вещи людей, казалось бы, давно ведущих счастливую новую жизнь в Палестине. Этот жуткий портрет открывает книгу Михаила Трофименкова «Убийственный Париж» — сборник очерков о Париже преступлений. Далеко не ото всех кровь стынет в жилах: тут, например, есть забавная история, как поэт Аполлинер и художник Пикассо чуть не загремели в тюрьму за кражу «Джоконды». Автор уверяет, что его книга не притворяется путеводителем по Парижу, а он и есть: здесь указаны адреса, каждое преступление приписано к своему округу, есть Лувр и Елисейские Поля, легендарные кабаре и рестораны. Только это «другой» Париж — город воров, бандитов и убийц. Почему Трофименков, известный киновед и кинокритик, описывает его именно таким? Напрашивается элементарный ответ: что-то про нуар и Жана Жене, про красоту парижского ужаса. Сам же автор дает ответ красивый — что преступление и искусство, как гений и злодейство, в Париже ходят парой: «Величайший поэт XV века Франсуа Вийон — вор и убийца священника. Бомарше, как все помнят со слов пушкинского Моцарта, «кого-то отравил». О маркизе де Саде и говорить нечего». И, конечно, каждая глава заканчивается списком фильмов. Потому что нет такого парижского кошмара, которому не нашлось бы места в кино. Или наоборот: не было бы такого кино, если бы не разнообразие парижского кошмара.
Матей Вишнек
«Синдром паники в городе огней»
М.: Ad Marginem, 2012
Главный герой — румынский поэт-эмигрант, оказавшийся в Париже в конце 1980-х в роли восточноевропейской литературной звезды. И теперь вместе с толпой ему подобных несчастных он мотается по полупризрачным парижским улицам в совсем уж призрачной компании с Ионеско, Хемингуэем, друзьями детства, слепым гидом, издателем без издательства и окопавшимися в Париже литераторами-неудачниками. 1980-е — последнее время в истории Парижа, когда вся отгороженная от мира артистическая Восточная Европа мечтала оказаться именно здесь. И Вишнек в своем остроумном и ярком романе оживляет возникший в этих мечтаниях город.
Грэм Робб
«Парижане»
М.: Центрполиграф, 2012
Известный историк и биограф Грэм Робб свою книгу о Париже задумал как «нечто вроде миниатюрной «человеческой комедии», где история города освещалась бы реальными событиями из жизни его обитателей. Несколько новелл, уложившихся в эту книгу, — это всякий раз портрет города, пристально рассматриваемого чужими глазами. Вот на него смотрит градостроитель Наполеона III барон Осман, вот — скульптор Гитлера Арно Брекер, а вот — алжирские эмигранты из северо-восточных кварталов. Город изменчив, но меняют его люди, и разрушение Бастилии в истории города вписывается в один ряд с построением Диснейленда.
Инес де ла Фрессанж и Софи Гаше
«Парижанка и ее стиль»
М.: Астрель, Corpus, 2012
Бодрое пособие по стилю с веселыми картинками, автор — известная французская модель. О том, что стиль вовсе не обязательно должен стоить дорого, даже наоборот. Советов, кажется, немного, но они бесценны. Например, любая женщина может недорого и модно одеться в мужском отделе H&M, можно менять неудобное на удобное (например, обязательный каблук при юбке-карандаше на балетки), а выглядеть от этого еще лучше. Одевшись соответственно, отправляемся в Париж, в путешествие по его отельчикам, ресторанчикам и магазинчикам, отобранным Фрессанж милым адресам, где в полной мере еще можно почувствовать дух города.