К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Одна вокруг света: алмазные копи и африканский оливье

Одна вокруг света: алмазные копи и африканский оливье
18-ая серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Сьерра-Леоне, океан, добыча алмазов в Коно

Бывшая сотрудница  агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании  с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета.

В Сьерра-Леоне я не собиралась заезжать, планировала отправиться из Гвинеи сразу в Кот-д`Ивуар. Но вынужденная остановка изменила планы. Гвинейская виза заканчивалась, а за один день я не успела бы проехать почти тысячу километров, учитывая местные дороги. Граница с Сьерра-Леоне находится в 130 км от Конакри. Потому я в спешке оформила визу и отправилась туда. Границу пересекла уже вечером, успев до ее закрытия. Радуюсь, что не нарушила визовый режим, объяснения с гвинейскими властями не входили в мои планы.

Но сюрприз ожидал сразу при въезде в Сьерра-Леоне. Уже пройдя все пограничные, таможенные и ветеринарные контроли, подъезжаю к первому полицейскому посту. Не пропускают, требуют купить какую-то бумагу, что-то типа экологического сбора. Требовалось заплатить 100 000 леоне – около $15. По традиции, наличные деньги я с собой не вожу. Пауза затянулась, а солнце уже идет к закату. Тогда я вышла из машины и стала просить у всех проезжающих мимо водителей дать мне денег, кто сколько может.  Полицейские, обескураженные странным поведением белой женщины, подозвали меня и попросили быстро уезжать, открыв шлагбаум. Здравствуй, Сьерра-Леоне!

 

В ближайшем городе банки уже закрыты, банкоматов нет. В гостинице банковские карты к оплате не принимают. Прошу разрешения у администратора остановиться в автомобиле на территории отеля. Нам с Гретой не привыкать устраивать ночевку в машине, а место оказалось уютным, ухоженным, и самое главное – охраняемым.  Готовлю ужин на свежем воздухе, под наблюдением постояльцев: моя миниатюрная «полевая кухня» привлекает внимание и вызывает неподдельный интерес у африканцев.

Утром обнаружила колесо спущенным. Где-то перед границей подхватила гвоздь в шину, явного прокола или разрыва не вижу. Подкачиваю компрессором в надежде доехать до шиномонтажа и держу курс на столицу – Фритаун. Фиксирую юбилейный пробег: спидометр обозначил 30 000 км со старта проекта #сГретойВокругСвета, мы его скромно отметили в пробке!

 

Первым делом изучаю знаменитые пляжи Фритауна. Чтобы проехать к ним, надо пробраться через многочисленные автомобильные заторы. Дорога внезапно заканчивается и начинается рынок. Пробиваюсь через торгующих шумных людей, навигатор усердно направляет прямо, Грета нервничает – каждый норовит постучать по стеклу, завидев собаку в машине. Два часа «тихим сапом», и вот уже еду по побережью. Слева – национальный парк, справа – океан.

Пляжи действительно красивы и девственно чисты. Сворачиваю наугад еле заметной дорожкой к берегу, пока не упираюсь в тупик. Еще несколько метров пешком по тропинке и попадаю в сказочный «Баунти». Здесь дыхание океана совсем иное, чем я слышала раньше. Гладкое, тихое, спокойное, словно сама гармония поселилась в избранном месте. И ее никто не смеет нарушить. В тишине гуляем с Гретой по пустынному раю.

На обратной дороге останавливаюсь возле каменоломни. Впечатляющее зрелище. Десятка три человек вручную раскалывают молотами большие камни, превращая его в щебень. В производстве участвуют все – мужчины, женщины, дети. У каждого – своя каменная кучка. Щебень различного размера, он зависит от заказа, а мера веса — таз. Стук железа о камень звучит как большой стройный оркестр. Лица суровы, тяжелая работа накладывает свой отпечаток, но пользуется спросом – щебень идет на строительство в округе.

 

Во Фритауне приходится задержаться. Посольство Либерии закрыто на несколько дней. В стране прошли выборы, выдача виз иностранцам приостановлена. К тому же мне советуют переждать две-три недели с переходом границы, пока на завершится сезон дождей. Дорога в Либерию такая, что даже джипы застревают. А у меня седан.

Друзья договариваются с бывшим коллегой, чтобы пристроить меня в столице. В назначенном месте встречаемся с Френки — добрейшим сьерра-леонцем. «Сначала заедем на день рождения сына моей сестры», — сообщает он. Ну что ж, пусть будет праздник, почему нет? Каким же было мое удивление, когда я услышала в гостях русскую речь. Отец маленького именинника Володи – из России. Так я оказалась на прекрасной вилле в окружении русскоговорящих людей. В числе множества блюд – салат «оливье». «Все приготовлено под моим чутким контролем», — уверяет хозяин гостеприимного дома. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет, поистине!

Во Фритауне я действительно чувствую себя здесь свободной. Город стоит на холмах, он будто прорвался в океан, прикрывшись с тыла национальным парком. Потрясающие виды на водную гладь, чудесные пляжи, отличная погода и воздух.

На закате рыбаки возвращаются на катерах к берегу. Барракуда – распространенная в этих местах рыба. Ее разделывают здесь же, привыкшие руки ловко справляются с очередным удачным уловом.

Провинция Коно – алмазный край на востоке Сьерра-Леоне. Именно здесь был обнаружен один из крупнейших  в мире алмазов в 709 каратов. Меня встречает Рубен, в его ведении небольшая алмазодобывающая артель. За работой старателей можно наблюдать бесконечно, они обслуживают несколько обогатительных установок. Добыча требует больших физических сил. Сначала экскаватор продвигает алмазоносную массу к установкам. Песчаная россыпь промывается водой, на этой стадии удаляется вся глина и мелкий песок. Затем от промытого песка отделяется крупная галька. Обогащенную массу вымывают круговыми движениями в специальных ситах и отбирают алмазы. В этот раз день выдался не совсем удачный, сетует Рубен, подняли только три небольших алмаза. Вот такой непростой путь проделывают драгоценные камни, прежде чем стать бриллиантами и попасть в ювелирные салоны.

 

Над Коно нависла предгрозовая туча. Она ярко освещается уходящим солнцем, быстро меняя цвет от ярко-желтого до темно-оранжевого. Закаты здесь на удивление прекрасны, каждый неповторимый и завораживающий, будто стремится смягчить суровые условия жизни старателей и подчеркнуть красоту окружающих ландшафтов.

Между тем мой путь лежит в Кенему, город за западе Сьерра-Леоне. От него – дорога к границе с Либерией. Уже начало ноября, конец сезона дождей. Но ночью пошел сильнейший  ливень, и я даже не решилась двигаться дальше, рискуя застрять в размытой грязью дороге.

Вернулась во Фритаун  с тем,  чтобы попробовать проехать в объезд, через Гвинею.  Но оказалось, что визы в Гвинею дают только резидентам  Сьерра-Леоне, а всем остальным смертным надо платить $300 – это в 10 раз больше, чем я оплатила за визу раньше. Я изучила дороги через Гвинею по бумажным картам, убедилась, что там их нет, а единственный нормальный маршрут проходит через Мали и Буркина-Фасо.

Решила попытать счастье еще раз, но поехала уже не через Кенему, а через Бо – небольшой город, от него также идет дорога к приграничной зоне.  Все-таки 130 кv по бездорожью — это меньше,  чем тысяча.

 

Несколько километров от Бо дорога разбита, местные жители с удовольствием показывают объезды непроходимых, как мне тогда казалось,  участков.  Потом местами она вообще шикарна,  там строится новая широкополосная трасса,  и где-то уже готова,  а в местах стройки отличные объезды.

За несколько километров от Зиммы, а это уже приграничный город в Сьерра-Леоне,  паромная переправа. Подъезжаю и жду, когда начнется погрузка. На вопрос «хау мач» получаю исчерпывающий ответ: «ноу моней». А теперь надо делить на десять,  потому что когда тебя уже загрузили,  паромные рабочие называют сумму в 60 000 леоне, это примерно $8. Отвечаю «ноу моней», и даю 10 000. С той стороны сделают недовольное лицо,  но берут столько, сколько я даю.  Такие вот рыночные отношения.

Черт оказался страшен именно настолько, как его малюют. 44 км от Зиммы до границы с Либерией оказались адовыми, и гвинейское  бездорожье  здесь нервно курит в сторонке. Почти сразу я села в месиво грязи и камней. Прочно села, так, что передний номер автомобиля отлетел,  пришлось его снять совсем.

Меня вытолкнули мотоциклисты. Один из них,  Хасан, сел за руль и проехал этот самый сложный участок на моей Hyundai Elantra водителем. И дальше,  вплоть до границы,  я сидела на заднем сидении  с Гретой, а он пробирался через ямы, лужи, грязь и прочие радости внедорожья сезона дождей в Африке, ходил в разведку и изучал глубину двадцатиметровых луж и прощупывал их дно,  чтобы не попасть на камни.

 

Мы застревали еще несколько раз,  но я смирно ожидала в машине, а Хасан сам договаривался и организовывал планы спасения,  нас опять вытаскивали и выдергивали тросом,  один раз под ливнем,  но к пяти часам вечера мы уже были на границе, потеряв колесо. Сама бы я ни за что не смогла проехать. А если бы и смогла,  то не раньше  чем через пару-тройку дней.  Может быть.

Собственно,  про саму границу.  При въезде в Сьерра-Леоне мне «забыли» поставить «имигрейшен штамп» в документ, разрешающий въезд в страну на автомобиле. Документ выдают в посольстве,  штамп ставят на границе. О том,  что он должен стоять на этом документе,  я узнала во время поездки в Коно.  Полагаю,  что это умышленная забывчивость пограничников,  так как хороший повод развода туристов на деньги. В Коно на полицейском контроле все обошлось,  а вот при выезде из Сьерра-Леоне потребовали $40 и никак не выпускали без оплаты.  Я приготовилась уже спать в машине на погранпосту,  ведь денег принципиально не даю вымогателям.  Но за 10 минут до закрытия полицейский,  а дело было к вечеру,  развел руками и поставил штамп о выезде.  И в паспорт, и в документ.

На границе Либерии сказали,  что штамп стоит не в том месте.  Хорошо, я вернусь и переставлю в нужное место.  Так уже закрыто?  Хорошо, я могу и завтра утром.  Ночевка у погранпоста российской  туристки здесь тоже не приветствовалась, и мне оформили все документы быстро. Почти. Какой-то человек в штатном спросил автостраховку, внес из нее все данные в свою замасленную тетрадь,  и стал уверять, что она «ноу гуд»,  а «гуд» другая за $10. Тут я включила блондинку и устроила истерику у него в кабинете.  В его глазах был ужас, и он отстал от меня быстро.  На том и разошлись.

Так я сэкономила $50 на замену утраченного колеса. На ночлег останавливаюсь в гостевом доме уже в Либерии.

 

Первым делом изучаю знаменитые пляжи Фритауна. Чтобы проехать к ним, надо пробраться через многочисленные автомобильные заторы.

Пляжи действительно красивы и девственно чисты. Сворачиваю наугад еле заметной дорожкой к берегу, пока не упираюсь в тупик. Еще несколько метров пешком по тропинке и попадаю в сказочный «Баунти».

На обратной дороге останавливаюсь возле каменоломни. Впечатляющее зрелище. Десятка три человек вручную раскалывают молотами большие камни, превращая его в щебень.

В производстве участвуют все – мужчины, женщины, дети. У каждого – своя каменная кучка. Щебень различного размера, он зависит от заказа, а мера веса — таз. Стук железа о камень звучит как большой стройный оркестр. Лица суровы, тяжелая работа накладывает свой отпечаток, но пользуется спросом – щебень идет на строительство в округе.

Дорога из Фритауна в провинцию Коно

Провинция Коно – алмазный край на востоке Сьерра-Леоне. За работой старателей можно наблюдать бесконечно, они обслуживают несколько обогатительных установок. Добыча требует больших физических сил. Сначала экскаватор продвигает алмазоносную массу к установкам. Песчаная россыпь промывается водой, на этой стадии удаляется вся глина и мелкий песок.

Затем от промытого песка отделяется крупная галька. Обогащенную массу вымывают круговыми движениями в специальных ситах и отбирают алмазы.

Вот такой непростой путь проделывают драгоценные камни, прежде чем стать бриллиантами и попасть в ювелирные салоны.

Так живут добытчики алмазов.

Провинция Коно,  природа.

Дорога от Бо до границы с Либерией. Мой путь лежит в Кенему, город за западе Сьерра-Леоне. От него – дорога к границе с Либерией. Уже начало ноября, конец сезона дождей. Но ночью пошел сильнейший  ливень, и я даже не решилась двигаться дальше, рискуя застрять в размытой грязью дороге.

На закате рыбаки возвращаются на катерах к берегу.

Барракуда – распространенная в этих местах рыба. Ее разделывают здесь же, привыкшие руки ловко справляются с очередным удачным уловом.

Дорога от Бо до границы с Либерией.

Мы застревали еще несколько раз, но я смирно ожидала в машине, а Хасан сам договаривался и организовывал планы спасения,  нас опять вытаскивали и выдергивали тросом,  один раз под ливнем,  но к пяти часам вечера мы уже были на границе, потеряв колесо. Сама бы я ни за что не смогла проехать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости