Вне гравитации: шесть женщин-космонавтов, меняющих мир

Исследование стволовых клеток, изучение работы мозга и физиологии бактерий — над чем еще работают современные женщины-космонавты?

«Роскосмос» намерен сформировать отряд космонавтов исключительно из женщин. За всю историю в космосе побывали 62 представительницы прекрасного пола, из них всего четыре наши соотечественницы. Несмотря на то, что первой женщиной, побывавшей в космосе, была гражданка СССР Валентина Терешкова (ей на момент полета было всего 26 лет), лидером в космической «женской гонке» являются США — 48 американок участвовали в орбитальных космических полетах. За последние пять лет всего шесть женщин смогли увидеть Землю через окошко иллюминатора. О том, чем они занимаются в космосе, — в галерее Forbes.

Елена Серова
POOL New·REUTERS

Елена Серова

Возраст: 42 года

Первый полет: 2014 год

Образование: МАИ имени С. Орджоникидзе

Семейное положение: замужем, есть дочь

Елена Серова родилась в семье военнослужащего и все детство переезжала с места на место. После окончания университета МАИ она стала работать в РКК «Энергия» в качестве инженера. В 2009 году Серова получила квалификацию «космонавт-испытатель». Через пять лет была утверждена на позицию бортинженера-1 основного экипажа корабля «Союз ТМА-14М». Она стала четвертой россиянкой, побывавшей в космосе после семнадцатилетнего перерыва, на станции она провела 167 суток. За это время она успела провести более 60 научных экспериментов. Например, проводила съемки планеты с координатной привязкой. Ей присуждено звание Героя Российской Федерации. Сегодня она депутат Госдумы, член партии «Единая Россия».

«Не бывает женщин-космонавтов, мужчин-космонавтов. Существует специалист высокого качества», — считает Серова.

Саманта Кристофоретти
NASA·REUTERS

Саманта Кристофоретти

Возраст: 41 год

Первый полет: 2014 год

Образование: Технический университет в Мюнхене

Семейное положение: есть дочь

Саманта Кристофоретти — первая итальянка, полетевшая в космос. Служила летчиком-истребителем итальянских ВВС. Больше года проходила подготовку к полету в России. Кристофоретти полетела в космос в качестве бортинженера-1 корабля «Союз ТМА-15М». Проводила множество научных экспериментов, например занималась изучением особенностей сенсомоторной адаптации в космосе. Изучение реакции мозга на нетипичную обстановку может помочь в лечении людей с неврологическими расстройствами или травмами. К рождению дочери она написала детскую книжку «В космосе с Самантой». Знает итальянский, немецкий, английский, французский и русский языки. Активно ведет свои социальные сети, где рассказывает о буднях космонавта, в Твитере у нее почти миллион подписчиков.

«МКС — это огромная лаборатория, действующая в условиях отсутствия силы тяжести», — делится космонавт.

Уитсон Пегги
Sergei Ilnitsky·Pool·REUTERS

Уитсон Пегги

Возраст: 58 лет

Первый полет: 2002 год

Образование: Уэслеанский колледж Айовы

Семейное положение: замужем

Детство Пегги прошло на ферме. Получив степень доктора наук по биохимии, она занялась разработкой оборудования для исследования костной ткани. Пегги стала первой женщиной — командиром Международной космической станции, она побывала в космосе три раза (в 2002, 2007, 2016 годах). Когда она полетела в космос в третий раз, ей было 56 лет. Она абсолютный рекордсмен среди женщин-космонавтов по продолжительности пребывания в космосе — 665 суток 22 часа. Десять раз выходила в открытый космос, проведя там более 60 часов. Во время своей работы на станции она изучала физиологию стволовых клеток и влияние микрогравитации на зрение.

Кэтлин Рубинс
Getty Images

Кэтлин Рубинс

Возраст: 40 лет

Первый полет: 2016 год

Образование: Калифорнийский университет в Сан-Диего

Семейное положение: замужем

Получила докторскую степень в области микробиологии, активно работала над изучением ВИЧ, а также оспы и вируса Эбола. 7 июля 2016 года стартовала в качестве бортинженера-2 корабля «Союз МС». Во время полета совершила два выхода в открытый космос. Сфера ее научных интересов — исследование жизнедеятельности микробов в условиях вакуума и невесомости и изучение геномов, она проводила исследования в области трансформации жидкостей, физики мелких частиц. Кроме того, Кэтлин проводила эксперименты по клеточной биологии. «Мы создаем искусственные клетки, которые могут вызывать рак, также работаем с тончайшими срезами биологических тканей человека. Например, изучаем влияние космической радиации на клетки печени, костей», — рассказывает ученый.

Серина Мария Ауньен-Ченселор
Getty Images

Серина Мария Ауньен-Ченселор

Возраст: 42 года

Первый полет: 2018 год

Образование: Университет Джорджа Вашингтона

Семейное положение: замужем, воспитывает дочь мужа от первого брака

Отец девочки был кубинским эмигрантом, а мать — писательницей. Будущий астронавт работала доцентом в Медицинском отделении Техасского университета. В 2006 году пришла в НАСА в качестве врача экипажа. В 2018 году стартовала в качестве бортинженера-2 экипажа корабля «Союз МС-09». Во время пребывания на борту команда работала с грузовыми кораблями, обслуживала бортовые системы Международной космической станции, вела фото- и видеосъемку.

Энн Шарлотт Макклейн
Shamil Zhumatov·REUTERS

Энн Шарлотт Макклейн

Возраст: 39 лет

Первый полет: 2018 год

Образование: Военная академия США

Семейное положение: замужем, есть сын

Макклейн еще в возрасте трех лет сообщила маме, что хочет стать астронавтом. Девочка окончила частную католическую школу в родном городе Спокан. В 2002 году начала службу в Армии США. Служила начальником разведывательной службы батальона во время боевых действий в Ираке. Тогда она совершила 216 вылетов, проведя в небе 850 часов. 3 декабря 2018 начала свой полет, сейчас находится на борту космической станции. Если все пойдет по плану, то на орбите она проведет 194 суток. Планируется проведение множества научных экспериментов. Например, члены экипажа попытаются вырастить образцы хрящевой ткани человека.