Против системы: история первой японской женщины-миллиардера - Forbes Woman
$60.06
69.93
ММВБ1931.75
BRENT48.67
RTS1013.69
GOLD1255.25

Против системы: история первой японской женщины-миллиардера

читайте также
+488 просмотров за суткиНачать свое дело и не разрушить семью. 6 рецептов от владелицы сети кафе «ДвижОК» +259 просмотров за суткиВажный регион: Apple доверила женщине развитие бизнеса в Китае +1298 просмотров за суткиКультурный сдвиг: арт-стартап Дарьи Жуковой привлек $50 млн финансирования +234 просмотров за суткиСкрытые резервы: BCG и WPC сравнили карьеры мужчин и женщин в нефтегазовом секторе +221 просмотров за сутки«Не разделяйте жизнь пополам»: 5 принципов work-life balance от директора по маркетингу Inkerman International +58 просмотров за суткиChallenge accepted: 8 способов выйти из зоны комфорта, не меняя работу +171 просмотров за суткиСтирка, уборка, приготовление еды. Что еще могут сделать мужчины для развития женского лидерства +12 просмотров за суткиСекреты люкса: основатель «Кашемир и Шелк» превратила личные предпочтения в коммерческий проект +8 просмотров за суткиКира Лапина: «Не было еще случая, чтобы преобразования проходили без сопротивления» +22 просмотров за суткиСплетни, игнор, чрезмерное любопытство и другие вредные советы для лучших коммуникаций +165 просмотров за суткиМатеринская плата: почему бизнес-леди отказывается от выбора между семьей и работой +14 просмотров за суткиЮлия Мандельблат : «Многие считают диагноз «рак» синонимом «я умер» +160 просмотров за суткиКак принцип «Поплачь, и все пройдет» работает в офисе: 7 правил карьеры от директора по «Видео» «Одноклассников» +145 просмотров за суткиУчить или не учить: 6 ловушек бизнеса по онлайн-образованию. Советы предпринимательницы +160 просмотров за суткиРодить ребенка в России: сколько это стоит для работающей женщины +94 просмотров за суткиДвое в пустыне: как женский экипаж собирается покорить «Шелковый путь» +7 просмотров за суткиВакантная позиция: кандидатом на роль главы Uber называют COO Facebook Шерил Сэндберг +6 просмотров за суткиИстория игрушек: как гендиректор парфюмерной сети возглавила детские магазины и почему сыновья не ревнуют ее к работе +1 просмотров за сутки«Зачем отказываться от талантливых людей из-за того, что они рожают детей?». Вице-президент EY о карьере и предпринимательстве +11 просмотров за суткиОппозиции вопреки: впервые в 70-летней истории МИД Южной Кореи возглавила женщина +1 просмотров за суткиЮлия Пересильд: «Я не люблю никаких украшений и пафоса»

Против системы: история первой японской женщины-миллиардера

Фото Irwin Wong / Forbes
Четыре десятилетия назад Йосико Синохара в однокомнатной квартире в Токио основала не вполне легальную компанию по найму временного персонала, которая к 2017 году принесла ей $1 млрд

По итогам 2016 года  выручка японской компании Temp Holdings составила $4,6 млрд (по курсу JPY/USD на 31 марта 2016 года). В начале 2017 года котировки Temp Holdings на Токийской бирже выросли на 11,5%. В результате 25%-ная доля в компании, принадлежащая ее основательнице Йосико Синохара, в сочетании с накопленными за годы дивидендами оказалась дороже $1 млрд, тем самым сделав 82-летнюю японку первой в истории страны женщиной-миллиардером. Йосико Синохара – одна из 27 азиатских женщин, заработавших состояние более $1 млрд, при том что большинство в этом списке представляют Китай и Гонконг.

7 инвесторов и 1 сотрудница

Синохара родилась в 1934 году в префектуре Каганава на острове Хонсю. Ее отец, директор школы, умер в 1943 году, и Йосико, ее двух братьев и двух сестер растила мать, которая работала акушеркой. Как объясняла Синохара The Japan Times, опыт ее матери оказал на нее большое влияние. По-видимому, это действительно так: в 2007 году она создала школу дневного ухода и медицинского управления, а в 2014 году выделила 5,6% акций компании ($140 млн) для создания Мемориального фонда Йосико Синохара, который предлагает стипендии студентам, обучающимся на медсестер и соцработников.

Окончив школу, Синохара устроилась на административную позицию в Mitsubishi Heavy Industries. Затем покинула компанию, вышла замуж, развелась (что вызвало негодование родственников) и решила уехать в Швейцарию: подтянуть английский и выучиться на секретаря. «В то время большая часть женщин выполняли скучную работу, например подавали чай, а в отличие от матери, которая была акушеркой, у меня не было специальных компетенций, необходимых, чтобы вести профессиональную деятельность», — объясняла она свое решение Harvard Business Review (HBR) в 2009 году. После обучения ей удалось найти работу в маркетинговой компании в Австралии, где «женщины трудились так же активно, как мужчины. В то время, когда в Японии именно мужчины составляли основную рабочую силу», рассказывала она The Japan Times.

Вернувшись в Японию, Синохара не стала возвращаться на корпоративную работу. Вместо этого она нашла семь инвесторов (включая маму и родственников) и в 1973 году создала Tempstaff — сервис для найма временного персонала, аналогичного тем, что видела в Австралии. Начинала Синохара в собственной квартире, затем ее агентство перебралось в помещение в квартале Роппонги, бизнес-центре Токио, где расположены офисы таких компаний как Google и Yahoo. Клиентами Tempstaff тогда были преимущественно иностранные фирмы, знакомые с практикой найма временных сотрудников.

Поначалу единственной сотрудницей самой Синохара была ее племянница, которая отвечала на телефонные звонки, пока основательница Tempstaff ездила на встречи с потенциальными клиентами – иногда их было по 20 в день. В то время Синохара даже не могла использовать термин «временный персонал» и позиционировала деятельность своей фирмы как «контрактное оказание офисных услуг». По закону частные фирмы в  Японии не имели права получать вознаграждение за предоставление временных сотрудников другим компаниям, и Синохара не раз получала от правительства предупреждения о возможном нарушении законодательства. 

Не только женщины

Как объяснял американскому Forbes Йоко Сомура, пресс-секретарь Temp Holdings, бизнес Синохара решал конкретную проблему, существовавшую в японском обществе: традиционно после замужества женщины уходили с работы, и, как следствие, «многие женщины в определенном возрасте чувствовали себя некомфортно, продолжая карьеру», а те, кто все же хотел это делать, сталкивались с недостатком предложений, соответствующих их квалификации.

Сначала Tempstaff работала только с женщинами, и менеджеры компании вырастали из временных сотрудниц, которым она до этого находила работу. Но в какой-то момент продажи начали падать. Синохара объясняла HBR, что в те времена женщины на управленческих позициях были склонны занимать несколько оборонительную позицию: они не столько стремились привлечь новый бизнес, сколько старались сохранить уже существующий. К концу 1980-х, несмотря на опасения текущего менеджмента, Синохара наняла мужчин, чтобы сбалансировать команду, – и продажи вновь выросли.

1990-е годы, период после коллапса пузырей на рынке недвижимости и финансовом рынке Японии, известный как «потерянное десятилетие»,  для бизнеса Синохара означал новые возможности. На фоне экономической нестабильности компании старались сокращать издержки и нанимали временный персонал вместо постоянного.

6 млн возможностей

В 2008 году в результате объединения Tempstaff и People Staff возникла Temp Holdings, и компания провела IPO на Токийской фондовой бирже. Через два года холдинг приобрел акции хедхантингового агентства Kelly Services, таким образом заключив стратегическое партнерство. Оно в 2012 году вылилось в совместное предприятие со штаб-квартирой в Гонконге, направленное на расширение операций в Китае, Гонконге и Южной Корее. Кроме того, с момента IPO Temp Holdings приобрела разработчика программного обеспечения TOYO и ряд рекрутинговых компаний, например сингапурскую Capita и вьетнамскую First Alliances. В ноябре 2015 года было создано венчурное подразделение – фонд Temp Innovation Fund.

Сегодня услуги компании включают, например, консалтинг и аутсорсинг, но подбор временного персонала остается основным видом деятельности: именно на него в третьем квартале текущего фискального года (квартал закончился 31 декабря 2016) пришлось 76% из $3,7 млрд выручки (по курсу на 30 декабря), которая показала рост по всем направлениям деятельности.

По прогнозам компании, в будущем возможности роста для нее создаст старение японского населения: аналитики Persol (один из брендов Temp Holdings) предсказывают, что через десять лет дефицит рабочей силы в Японии составит 5,83 млн человек. Японии, вероятно, придется решать эту проблему с двух позиций: необходимо будет увеличить предложение труда, привлекая на рынок женщин, возрастных и иностранных работников, а также повысить производительность труда существующей рабочей силы, пишут они в отчете, опубликованном в ноябре 2016 года. Временные сотрудники могут стать способом решить эту задачу.