Против системы: история первой японской женщины-миллиардера - Forbes Woman
$56.49
62.99
ММВБ1930.97
BRENT52.05
RTS1077.02
GOLD1265.32

Против системы: история первой японской женщины-миллиардера

читайте также
+1527 просмотров за сутки«Я не читатель, я теперь писатель»: как зарабатывать миллионы на непрофессиональных авторах +249 просмотров за суткиПеремена слагаемых: почему в частном бизнесе постоянно нужны изменения +145 просмотров за сутки«Притворяйся, пока это не станет правдой»: как CEO компании 1-Page вывела ее на биржу, а потом лишилась работы +67 просмотров за суткиНовый матриархат: первая леди Дома Dior +34 просмотров за суткиЗа кулисами: как мы снимали обложку летнего номера Forbes Woman +27 просмотров за суткиВышел новый номер журнала Forbes Woman №02-2017 +59 просмотров за сутки«Бизнес — это не церковь, бизнес — это конкуренция». 10 правил карьеры от вице-президента Philips Lighting +32 просмотров за суткиЛожные связи: как научиться правильно оценивать причины и следствия +18 просмотров за суткиРаботать бесплатно? Волонтерство как стиль жизни в США. +11 просмотров за сутки«На мне пока много не заработаешь, получаю всего €8 000 за выход». Оперная прима Ксения Дудникова о карьере в музыкальном театре +12 просмотров за суткиПраво руля: как из помощника бухгалтера стать директором европейского автогиганта Citroën +26 просмотров за суткиКвантовый скачок: почему фудтех-стартап Elementaree пошел против тенденций на своем рынке +29 просмотров за сутки«Инициатива не наказуема, а хорошо оплачиваема». 10 правил карьеры от топ-менеджера «САН ИнБев» +23 просмотров за суткиМарафон, а не спринт: как топ-менеджер Bain расставляет приоритеты между семьей и работой +17 просмотров за суткиБез таланта к разочарованию: как Хельга Рабл-Штадлер развивает Зальцбургский фестиваль +12 просмотров за суткиСтрахи и сомнения: кто и почему сильнее переживает при смене места работы +8 просмотров за суткиНа своих условиях: 5 фактов о женском предпринимательстве в США +4 просмотров за сутки10 самых дорогих художниц Совдепа: рейтинг Forbes Woman +16 просмотров за суткиБогатые тоже ошибаются: писательницы, заработавшие состояние на сомнительных литературных сюжетах +15 просмотров за суткиПо семейным обстоятельствам: 10 способов организовать материнство без ущерба для карьеры +3 просмотров за суткиКомандный дух: как женская сборная США по хоккею боролась за свои зарплаты

Против системы: история первой японской женщины-миллиардера

Фото Irwin Wong / Forbes
Четыре десятилетия назад Йосико Синохара в однокомнатной квартире в Токио основала не вполне легальную компанию по найму временного персонала, которая к 2017 году принесла ей $1 млрд

По итогам 2016 года  выручка японской компании Temp Holdings составила $4,6 млрд (по курсу JPY/USD на 31 марта 2016 года). В начале 2017 года котировки Temp Holdings на Токийской бирже выросли на 11,5%. В результате 25%-ная доля в компании, принадлежащая ее основательнице Йосико Синохара, в сочетании с накопленными за годы дивидендами оказалась дороже $1 млрд, тем самым сделав 82-летнюю японку первой в истории страны женщиной-миллиардером. Йосико Синохара – одна из 27 азиатских женщин, заработавших состояние более $1 млрд, при том что большинство в этом списке представляют Китай и Гонконг.

7 инвесторов и 1 сотрудница

Синохара родилась в 1934 году в префектуре Каганава на острове Хонсю. Ее отец, директор школы, умер в 1943 году, и Йосико, ее двух братьев и двух сестер растила мать, которая работала акушеркой. Как объясняла Синохара The Japan Times, опыт ее матери оказал на нее большое влияние. По-видимому, это действительно так: в 2007 году она создала школу дневного ухода и медицинского управления, а в 2014 году выделила 5,6% акций компании ($140 млн) для создания Мемориального фонда Йосико Синохара, который предлагает стипендии студентам, обучающимся на медсестер и соцработников.

Окончив школу, Синохара устроилась на административную позицию в Mitsubishi Heavy Industries. Затем покинула компанию, вышла замуж, развелась (что вызвало негодование родственников) и решила уехать в Швейцарию: подтянуть английский и выучиться на секретаря. «В то время большая часть женщин выполняли скучную работу, например подавали чай, а в отличие от матери, которая была акушеркой, у меня не было специальных компетенций, необходимых, чтобы вести профессиональную деятельность», — объясняла она свое решение Harvard Business Review (HBR) в 2009 году. После обучения ей удалось найти работу в маркетинговой компании в Австралии, где «женщины трудились так же активно, как мужчины. В то время, когда в Японии именно мужчины составляли основную рабочую силу», рассказывала она The Japan Times.

Вернувшись в Японию, Синохара не стала возвращаться на корпоративную работу. Вместо этого она нашла семь инвесторов (включая маму и родственников) и в 1973 году создала Tempstaff — сервис для найма временного персонала, аналогичного тем, что видела в Австралии. Начинала Синохара в собственной квартире, затем ее агентство перебралось в помещение в квартале Роппонги, бизнес-центре Токио, где расположены офисы таких компаний как Google и Yahoo. Клиентами Tempstaff тогда были преимущественно иностранные фирмы, знакомые с практикой найма временных сотрудников.

Поначалу единственной сотрудницей самой Синохара была ее племянница, которая отвечала на телефонные звонки, пока основательница Tempstaff ездила на встречи с потенциальными клиентами – иногда их было по 20 в день. В то время Синохара даже не могла использовать термин «временный персонал» и позиционировала деятельность своей фирмы как «контрактное оказание офисных услуг». По закону частные фирмы в  Японии не имели права получать вознаграждение за предоставление временных сотрудников другим компаниям, и Синохара не раз получала от правительства предупреждения о возможном нарушении законодательства. 

Не только женщины

Как объяснял американскому Forbes Йоко Сомура, пресс-секретарь Temp Holdings, бизнес Синохара решал конкретную проблему, существовавшую в японском обществе: традиционно после замужества женщины уходили с работы, и, как следствие, «многие женщины в определенном возрасте чувствовали себя некомфортно, продолжая карьеру», а те, кто все же хотел это делать, сталкивались с недостатком предложений, соответствующих их квалификации.

Сначала Tempstaff работала только с женщинами, и менеджеры компании вырастали из временных сотрудниц, которым она до этого находила работу. Но в какой-то момент продажи начали падать. Синохара объясняла HBR, что в те времена женщины на управленческих позициях были склонны занимать несколько оборонительную позицию: они не столько стремились привлечь новый бизнес, сколько старались сохранить уже существующий. К концу 1980-х, несмотря на опасения текущего менеджмента, Синохара наняла мужчин, чтобы сбалансировать команду, – и продажи вновь выросли.

1990-е годы, период после коллапса пузырей на рынке недвижимости и финансовом рынке Японии, известный как «потерянное десятилетие»,  для бизнеса Синохара означал новые возможности. На фоне экономической нестабильности компании старались сокращать издержки и нанимали временный персонал вместо постоянного.

6 млн возможностей

В 2008 году в результате объединения Tempstaff и People Staff возникла Temp Holdings, и компания провела IPO на Токийской фондовой бирже. Через два года холдинг приобрел акции хедхантингового агентства Kelly Services, таким образом заключив стратегическое партнерство. Оно в 2012 году вылилось в совместное предприятие со штаб-квартирой в Гонконге, направленное на расширение операций в Китае, Гонконге и Южной Корее. Кроме того, с момента IPO Temp Holdings приобрела разработчика программного обеспечения TOYO и ряд рекрутинговых компаний, например сингапурскую Capita и вьетнамскую First Alliances. В ноябре 2015 года было создано венчурное подразделение – фонд Temp Innovation Fund.

Сегодня услуги компании включают, например, консалтинг и аутсорсинг, но подбор временного персонала остается основным видом деятельности: именно на него в третьем квартале текущего фискального года (квартал закончился 31 декабря 2016) пришлось 76% из $3,7 млрд выручки (по курсу на 30 декабря), которая показала рост по всем направлениям деятельности.

По прогнозам компании, в будущем возможности роста для нее создаст старение японского населения: аналитики Persol (один из брендов Temp Holdings) предсказывают, что через десять лет дефицит рабочей силы в Японии составит 5,83 млн человек. Японии, вероятно, придется решать эту проблему с двух позиций: необходимо будет увеличить предложение труда, привлекая на рынок женщин, возрастных и иностранных работников, а также повысить производительность труда существующей рабочей силы, пишут они в отчете, опубликованном в ноябре 2016 года. Временные сотрудники могут стать способом решить эту задачу.