Новая волна: 7 фактов о женском предпринимательстве в России | Forbes.ru
$59.1
69.39
ММВБ2150.2
BRENT64.25
RTS1146.10
GOLD1242.16

Новая волна: 7 фактов о женском предпринимательстве в России

читайте также
+641 просмотров за суткиВыйти из тени: почему шить одежду или учить английскому выгоднее легально +704 просмотров за суткиБизнес или творчество: почему каждый шаг к идеальному платью – это боль +265 просмотров за суткиЗарегистрируйся и торгуй: правила ведения бизнеса в Instagram +100 просмотров за суткиУсы, лапы, хвост: как построить бизнес на отелях для животных +234 просмотров за суткиИх опыт: женщины из списка величайших бизнес-умов современности +95 просмотров за суткиПо волосам не плачут: как устроен бизнес клиники трихологии +40 просмотров за суткиОвдовевшие, богатые и щедрые: Луиза Льюис и унаследованные от тайных родителей миллионы +32 просмотров за суткиИнтеллектуальная инъекция: зачем предпринимателю второе образование +79 просмотров за суткиБез стыда и следствия: почему в России невозможно дело Харви Вайнштейна +35 просмотров за суткиБизнес здорового человека: соруководители Primer Capital знают, как заработать на биотехнологиях +138 просмотров за суткиНевредные привычки: как оставаться здоровым, не выходя из офиса +461 просмотров за суткиОвдовевшие, богатые и щедрые: принципиальная девственница Оливия Сейдж и ее $60 млн +127 просмотров за суткиПчелка на миллиард: как Уитни Вульф Херд создала конкурента Tinder +6 просмотров за суткиВа-банк: изучен гендерный состав правлений в российском банковском секторе +53 просмотров за суткиОвдовевшие, богатые и щедрые: Мэри Гарриман и ее $80 млн в первом списке Forbes +147 просмотров за сутки«Когда ты директор, тебе платят за решение проблем». 10 правил карьеры уполномоченного директора Boiron +39 просмотров за суткиСоциальная отвественность: как фемтех стартап привлек $6 млн и помогает женщинам в Индии +10 просмотров за суткиРуки-ножницы: как создать салон красоты с прибылью на 30% выше, чем у традиционных сетей +6 просмотров за суткиБыстрый старт: самые молодые среди самых влиятельных женщин мира — 2017. Рейтинг Forbes Слабая политика: Россия заняла 71 место в рейтинге гендерного равноправия World Economic Forum +18 просмотров за суткиПравильный ответ: как женщинам-предпринимателям побороть гендерную предвзятость инвесторов

Новая волна: 7 фактов о женском предпринимательстве в России

Фото Getty Images
Чаще всего на развитие своего дела женщины берут деньги в долг у друзей и знакомых, половина из них не рассчитывают на поддержку близких, но после успешного старта довольны своей личной жизнью. НАФИ и «Опора России» в третий раз оценили, насколько благоприятна деловая среда для российских женщин-бизнесменов. Forbes Woman собрал 7 показательных результатов их исследования.

Значение индекса предпринимательской активности женщин в первом квартале 2017 года составило 59% против  56% во второй половине 2016 года и 57% годом ранее. Индекс включает три составляющие: культуру предпринимательства, личные качества и предпринимательскую экосистему (экономические условия ведения бизнеса, динамику деловых показателей, доступность образования и детской инфраструктуры). Он изменяется в диапазоне от 0 до 100; в опросе приняли участие более 1000 женщин, живущих в российских города с населением выше полумиллиона человек, и более 500 женщин, которые руководят или владеют малым и средним бизнесом.

1. Доля женщин, готовых открыть свой бизнес, снизилась до 52%.

Почти треть предпринимательниц заявила об ухудшении условий для начала бизнеса в своем регионе.  Основные проблемы – налоговая нагрузка, нестабильная экономическая ситуация, снижение покупательной способности населения и административные барьеры. Тех, у кого своего бизнеса нет, чаще всего останавливают отсутствие времени и денег и психологические барьеры: неуверенность в себе, наличие маленьких детей.

Чаще всего женщины задумываются о бизнесе в сфере услуг – и на деле 53% уже существующих компаний, принадлежащих женщинам, относятся именно к этому сектору. 

2. Почти половина женщин не рассчитывают на поддержу близких, когда решают открыть свое дело.

54% опрошенных женщин считают, что семья, друзья, родственники и коллеги поддержали бы их решение создать собственный бизнес. Остальные ответили, что близкие не разделили бы их энтузиазм (таких 34%) или даже отнеслись к этому негативно (12%). Хуже дела обстоят для женщин старше 45 лет: только 39% из них могут рассчитывать на поддержку. Зато среди опрошенных в возрастных группах от 18 до 36 лет таких 60% и более. В целом, главный барьер для начала собственного дела — отсутствие финансовых возможностей̆ для старта, о нем говорят 34% женщин.

3. Более 40% женщин-предпринимательниц получили дополнительное бизнес-образование.

Почти четверть опрошенных отметила, что использует полученные знания в повседневной работе, еще 45% это помогает решать определенные задачи. Для остальных дополнительное образование оказалось неэффективным. Из тех, кто отказался от этой идеи, 42% чувствуют себя уверенно и без специального образования, 22% не могут найти на него времени, а 9% отмечают, что его стоимость слишком высока. 

4. Только 19% предпринимательниц в последние полгода привлекали финансирование.

В большинстве случае (65%) оно было необходимо на пополнение оборотных средств компании. Чаще всего женщины брали деньги в долг у друзей, родных и знакомых – именно к этому способу прибегали 43% предпринимательниц. Еще 36% оформляли в банках потребительские кредиты для физических лиц. Лишь пятая часть получила банковские кредиты, ориентированные на малый и средний бизнес. «Такая ситуация свидетельствует о низком уровне доступности финансовых ресурсов для бизнеса», — подчеркивают авторы исследования. Половина опрошенных говорят, что получить ресурсы было сложно, среди основных трудностей называя высокие процентные ставки (по данным финансового портала Банки.ру, в феврале 2017 года средняя ставка по кредитам для МСБ составила 16,6%, снизившись в годовом выражении примерно на 1 п.п.), большой объем требуемых документов и необходимость предоставлять залог. Треть опрошенных ожидают, что в ближайшие полгода доступность финансовых ресурсов снизится.

5. Всего 5% предпринимательниц экспортируют свою продукцию.

75% опрошенных женщин-предпринимателей реализуют продукцию и услуги только в своем регионе. 94% компаний изначально не ориентированы на то, чтобы продавать продукцию за рубеж, а три четверти респондентов даже не хотят заниматься экспортом. 

6. 12% предпринимательниц испытали трудности с совмещением семьи и работы.

По их словам, с рождением ребенка их бизнес ухудшился, им не хватало времени ни на семью, ни на работу. Правда, более половины всех предпринимательниц-респондентов начали свое дело после рождения детей – так что этот показатель «потенциально может быть значительно выше», отмечают авторы исследования. Тем не менее, 13% женщин-бизнесменов говорят, что с рождением детей ситуация, напротив, стала лучше. Пятая часть опрошенных убеждены, что появление детей вообще не повлияло на их подход к работе. Большинство предпринимательниц – порядка 60% — пользуются услугами учреждений для дошкольников.

7. Предпринимательницы чаще других женщин довольны своей личной жизнью.

57% из них отмечали улучшения своей личной жизни, хобби и интересов за последний квартал – против 42% в группе опрошенных, у которых нет своего бизнеса. Зато женщины-бизнесмены чаще отмечали ухудшение своих профессиональных качеств: 21% дали именно негативную оценку – против всего 5% во второй группе. Руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич говорит, что возможное объяснение этого, казалось бы, контринтуитивного результата, в том, что предпринимательницы чаще участвуют в программах обучения и в целом чаще задумываются о своих компетенциях – а потому более критично к себе относятся.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться