К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Молодо-зелено: в «МИФ» вышла книга про особенности подросткового возраста


Forbes Woman публикует отрывок из книги Лоуренса Стейнберга «Переходный возраст. Не упустите момент» издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Стейнберг, профессор психологии и эксперт по подростковому возрасту, в своей книге объясняет, почему сегодня даже 25-летних можно считать подростками, что происходит в подростковой голове и как это можно использовать, если вы — родитель подростка.

Дэнни не  считал, что в  тот вечер он перебрал алкоголя. Его друзья были с  ним согласны. В  полицейском отчете говорилось, что ни  один из  подростков, находившихся на  вечеринке, не  подумал, что Дэнни нельзя садиться за  руль. Они видели, что, уходя с  вечеринки, Дэнни разговаривал по  телефону. Он ссорился со  своей девушкой, которая постоянно бросала трубку. Она была на  год старше Дэнни, училась в университете и теперь хотела прекратить их двухлетние отношения. Дэнни был заметно расстроен, но не пьян. Поэтому никому из друзей даже в голову не пришло удерживать его от поездки на автомобиле домой.

Но тем ноябрьским вечером до дома он не доехал.

 

Когда карета скорой помощи доставила его в  местную больницу, уровень алкоголя в крови Дэнни был 0,06, то есть не превышал допустимого порогового значения для этого штата. С маленькой оговоркой: допустимого порогового значения для взрослого человека. Но так как Дэнни было всего семнадцать — достаточно взрослый для управления автомобилем, но достаточно юный, чтобы правосудие осуществлялось по другим нормам, — ему предъявили обвинение в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Несовершеннолетние не  имеют права садиться за  руль с  любым содержанием алкоголя в крови. Управление автомобилем в нетрезвом виде сулит подростку серьезнейшие неприятности. Однако для Дэнни это была меньшая из бед.

Дэнни плохо понимал, что происходит, когда его доставили в больницу, но  тяжелых травм он не  получил. Когда его осматривал врач, Дэнни знал, что попал в автомобильную аварию, но понятия не имел, что он спровоцировал лобовое столкновение, в котором погибла мать троих детей.

 

На основании фактов полицейского расследования и анализа места аварии была восстановлена картина происшествия: Дэнни ехал с соблюдением ограничения скорости, но, вероятнее всего, он резко повернул руль, выехав на полосу встречного движения. Отчет о его телефонных звонках показал, что за  20  минут, которые прошли с  момента, когда он покинул вечеринку, до  момента аварии Дэнни десять раз звонил своей девушке и  отправил ей еще 20  текстовых сообщений. Каждый неотвеченный телефонный звонок или СМС все более распаляли его гнев, и он не оставлял попыток с ней связаться. Следователи сделали заключение: бесконечные попытки звонить по  телефону и  набирать сообщения в сочетании с количеством алкоголя, достаточным, чтобы замедлить рефлексы, заставили Дэнни на  какой-то момент потерять контроль над управлением автомобилем.

Окружной прокурор Джордж Робертсон хотел дать понять подросткам этого города, что вождение в  нетрезвом виде никому не  сойдет с  рук. Вечеринки, подобные той, с  которой уехал Дэнни, частенько устраивались в зажиточном пригороде, где родители часто оставляли на выходные подростков одних дома. И почти каждый субботний вечер стандартные упаковки пива Sam Adams, а также бутылки Absolut и Jack Daniel’s кочевали из одного дома в другой.

Дэнни, способный ученик и блестящий спортсмен, на этих вечеринках был завсегдатаем. До ареста он планировал поступить в один из университетов Лиги плюща и учиться на стипендию от игры в бейсбол. Надо ли говорить, что все его планы на будущее рухнули.

 

Прокурора мало волновало будущее Дэнни. Он был уверен, что, придав широкой огласке случай, когда несовершеннолетнего любителя алкоголя судили как взрослого человека и  вынесли соответствующий приговор — тюремный срок, станет хорошим уроком и предупреждением для всех остальных и  тем самым прекратит вечеринки на  выходных и опасное поведение за рулем, которое угрожает всему обществу. В его понимании ни  в  чем не  повинная женщина лишилась жизни, потому что какой-то богатенький школьник был слишком расстроен ссорой со своей подружкой, чтобы обращать внимание на то, как он управляет автомобилем.

По возрасту Дэнни попал в правовую «переходную зону»: по одним критериям он считался несовершеннолетним, а по другим — взрослым человеком. Конечно, он являлся виновником ДТП, однако в распоряжении прокурора было несколько вариантов обвинения. Самый мягкий из них заключался в том, что Дэнни предстал бы перед судом по делам несовершеннолетних по  обвинению в  ДТП со  смертельным исходом. В этом случае максимальным наказанием для него стали бы три года в колонии для несовершеннолетних.

Второй вариант: Дэнни было бы предъявлено то  же обвинение, но в уголовном суде. В случае обвинительного приговора он получил бы минимум пять лет в  окружной тюрьме. Срок больше, но  Дэнни пришлось бы провести его в  гораздо худших условиях, в  окружении людей, осужденных за грабежи или изнасилования. В колонии для несовершеннолетних основное внимание уделяется реабилитации, подростки получают психологические консультации и имеют возможность учиться. Это не пикник, но это гораздо лучше, чем тюрьма. Единственной целью тюрьмы является наказание.

При самом плохом раскладе прокурор мог настаивать на  том, чтобы Дэнни судили в  уголовном суде по  обвинению в  убийстве при отягчающих обстоятельствах. В  этом случае прокурор попытался бы доказать, что Дэнни осознавал, что его действия могут привести к  непредумышленному убийству, но  не  прекратил этих действий. При вынесении обвинительного приговора он отправился бы в тюрьму штата на  30  лет. По  сравнению с  его возможными сокамерниками контингент заключенных из  окружной тюрьмы показался бы просто бойскаутами.

Для Джорджа Робертсона тот факт, что Дэнни не был пьян, только усугублял ситуацию. Семнадцатилетний молодой человек точно знал, что он делает, когда ушел с вечеринки и продолжил звонить и писать сообщения, управляя автомобилем. Прокурор был готов выдвинуть обвинение в  убийстве с  отягчающими обстоятельствами. Большая статья на первой полосе местной газеты о том, что школьника старших классов отправили за  решетку в  тюрьму штата, могла предостеречь других от поступка, который совершил Дэнни, и спасла бы чью-то жизнь. Да и публичность помогла бы росту карьеры прокурора, но об этом он предпочитал не  распространяться. Общество поддерживало борьбу с пьянством несовершеннолетних; кроме того, росла обеспокоенность, что все чаще водители отправляют текстовые сообщения за  рулем.

 

Очень сложно осознать, как будущий студент Лиги плюща мог совершить что-то настолько безрассудное, как Дэнни той ночью. Дэнни не  был хулиганом, постоянно нарушавшим закон. Помимо того, что он хорошо учился и отличался спортивными успехами, он бесплатно тренировал младших ребят в  городской детской бейсбольной лиге. Он никогда прежде не  нарушал закон, а  два стакана пива, выпитых субботним вечером, вряд ли можно считать признаком морального разложения.

Как же можно объяснить случившееся?

Адвокат Дэнни попросила меня выступить в роли эксперта, помочь найти аргументы для передачи дела на  рассмотрение в  суд по  делам несовершеннолетних, а  также убедить сторону обвинения, что при определении справедливого наказания необходимо принять во внимание возраст Дэнни. Она надеялась, что аргументы с позиции нейронауки могут оказаться полезными. В конце концов, сказала она, Дэнни — всего лишь 17-летний подросток, чьи ошибочные суждения по крайней мере частично определены тем, что он не контролирует: незрелой структурой головного мозга. Я согласился сделать все, что от меня зависит.

Подобные случаи происходят слишком часто. Я это знаю, потому что получаю аналогичные звонки от адвокатов по меньшей мере раз в месяц. Одни представляют подростков, ставших, как Дэнни, виновниками серьезных ДТП, и надеются на снисхождение. Другие защищают клиентов, совершивших серьезные преступления, например грабеж или убийство, и считают, что незрелость их клиентов должна послужить поводом для смягчения наказания. Один из таких адвокатов представлял интересы подростка, которого арестовало ФБР за скачивание порнографии, содержащей изображение детей младшего подросткового возраста. Другая категория адвокатов представляет родителей подростков, получивших серьезные травмы или даже погибших, когда они делали абсолютно глупые вещи: например, пытались удержать баланс, мочеиспускаясь на перилах ограждения во время сильной метели, или прыгали в самое глубокое место бассейна, не умея плавать. (Родители нередко требуют возмещения ущерба от  людей, которые, по  их мнению, не  следили за подростком должным образом.) Во всех подобных случаях адвокаты, как и адвокат Дэнни, надеялись убедить суд, что неадекватность суждений их подзащитных является следствием того, как функционирует и х мозг.

 

В  случае Дэнни нам удалось добиться лишь частичного успеха. Прокурор согласился выдвинуть более мягкое обвинение, но  только если Дэнни будут судить как взрослого. В таком случае он соглашался на минимальный срок — пять лет. Дэнни принял эти условия. Ему было страшно даже подумать, что следующие тридцать лет своей жизни он может провести в тюрьме в окружении самых серьезных преступников штата. При одной мысли об этом он хотел покончить с собой в течение тех недель, которые предшествовали соглашению.

Адвокат Дэнни сказала мне, что никогда не забудет ужаса, написанного у него на лице, когда его заковывали в наручники и отправляли в тюрьму. Остается только представить, каким было бы его лицо, если бы, отправляясь в тюрьму, он знал, что выйдет оттуда, когда ему будет почти 50 лет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+