К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Эволюция желаний: стратегии выбора потенциальных партнеров


Forbes Woman публикует отрывок из книги Дэвида Басса «Эволюция сексуального влечения. Стратегии поиска партнеров» издательства «Альпина Паблишер».

Как в процессе эволюции формировались требования мужчин и женщин к представителям противоположного пола и их стратегии выбора потенциальных партнеров? Как объяснить с точки зрения развития человечества существование и моногамии, и случайных связей? Как все эти феномены меняются со временем? На эти вопросы в своей книге пытается ответить эволюционный психолог Дэвид Басс. Forbes Woman приводит два отрывка из произведения, в которых автор пытается объяснить, действительно ли стоит винить СМИ и рекламу в возникновении сегодняшних стандартов красоты.

Читатели Forbes Woman могут воспользоваться 10%-ной скидкой на любые книги «Издательской группы «Альпина» по промо-коду forbes до 31 августа 2017 года.

Эволюционные корни мужских требований

 

Большое значение, которое мужчины придают внешности женщины, - вовсе не общий закон животного мира. У многих других видов, например у павлинов, именно самки оценивают внешность самцов, а не наоборот. Точно так же не универсально мужское предпочтение молодости. Самцы некоторых других приматов, например орангутангов, шимпанзе и японских макак, предпочитают более зрелых самок, которые уже продемонстрировали свои репродуктивные способности, они практически не проявляют сексуального интереса к юным самкам из-за их более низкой фертильности. Мужчины имеют дело с уникальным набором адаптивных задач, и их эволюционная сексуальная психология также уникальна. Они предпочитают молодость из-за центральной роли брака в сексуальном поведении людей. Их предпочтения связаны с будущим репродуктивным потенциалом женщины, а не с возможностью зачатия в данный момент. Они придают так много значения внешности, поскольку она несет большое число надежных признаков репродуктивного потенциала партнерши.

Мужчины всего мира хотят иметь привлекательных, молодых и сексуально верных жен, которые сохраняют верность на протяжении длительного периода. Возникновение этих предпочтений нельзя приписать западной культуре, капитализму, узости взглядов белых англосаксов, СМИ или промыванию мозгов с помощью рекламы. Они универсальны для всех культур, и нет такой культуры, где они бы не присутствовали. Это глубоко укоренившиеся психологические адаптации, которые управляют нашими решениями в сфере поиска партнера, точно так же, как наши эволюционные вкусовые предпочтения определяют решения в сфере питания.

 

Как это ни странно, предпочтения мужчин-гомосексуалистов лишь доказывают глубину этих возникших в процессе эволюции психологических механизмов. Тот факт, что внешность занимает центральное место в предпочтениях геев, а юность — главный атрибут их стандартов красоты, позволяет утверждать, что даже различия в сексуальной ориентации не могут изменить этих фундаментальных мужских адаптаций.

Такие предпочтения расстраивают некоторых своей несправедливостью. Мы можем лишь ограниченно изменять свою внешность, и одни люди рождаются, или становятся, более красивыми, чем другие. Красота недемократична. Женщина не может изменить свой возраст, и ее репродуктивная ценность с возрастом снижается гораздо быстрее, чем у мужчин, — эволюция обошлась с женщинами жестоко, по крайней мере в этом отношении. (Далее мы увидим, как эволюция жестоко обошлась с мужчинами, которых в среднем ожидает более ранняя смерть.) Женщины борются с увяданием с помощью косметики, пластической хирургии и занятий фитнесом. Этим пользуется косметическая индустрия, бюджет которой в США составляет $8 млрд в год.

После прочитанной мною лекции о половых различиях предпочтений в отношении партнера одна женщина заметила, что мне не стоит распространяться об этом, поскольку такая информация расстраивает женщин. На ее взгляд, женщинам и без того тяжело живется в мире, где доминируют мужчины, а тут еще ученые с рассказами о том, что их проблемы в сфере поиска партнера связаны с эволюционной психологией мужчин. Однако утаивание правды вряд ли поможет, точно так же, как утаивание предпочтения спелых и сочных фруктов, вряд ли изменит наши пристрастия. Предъявлять мужчинам претензии за то, что они предпочитают красивых, молодых и верных жен, все равно что предъявлять претензии тем, кто ест мясо, за то, что они предпочитают животный белок. Убеждать мужчин в том, что их не должны возбуждать признаки юности и здоровья, все равно что убеждать их не чувствовать сладкий вкус, когда на языке оказывается сахар.

 

У многих сохраняется идеалистическая уверенность в том, что стандарты красоты искусственны и навязываются обществом, что красота — это нечто исключительно поверхностное, что представители разных культур придают очень разное значение внешности и что западные стандарты — порождение СМИ, родителей, цивилизации или прочих социальных факторов. Однако стандарты привлекательности вовсе не искусственны — они отражают признаки молодости и здоровья, а следовательно, репродуктивной ценности. Красота не поверхностна. Она говорит о внутренних репродуктивных способностях организма. Хотя современные технологии репродуктивной медицины помогают женщинам сохранять способность к деторождению в более зрелом возрасте, чем это было возможно в прошлом, мужские предпочтения в отношении женщин с явными признаками репродуктивных способностей продолжают действовать, хотя они и возникли очень давно в мире, который больше не существует.

Впрочем, культура, экономические условия и технологический прогресс играют важную роль в оценке мужчинами девственности. Там, где женщины менее зависимы от мужчин экономически, как в Швеции, на сексуальную свободу смотрят сквозь пальцы, и мужчины не требуют девственности от потенциальных жен. Эти перемены отражают чувствительность некоторых мужских предпочтений к особенностям культуры и контекста.

Несмотря на культурные вариации, в долговременных отношениях сексуальная верность для мужчин является важнейшим условием. Хотя многие западные мужчины не могут требовать от партнерш девственности, они обычно настаивают на верности. Методы контроля рождаемости, возможно, и сделали это предпочтение неважным с точки зрения гарантии отцовства, но тем не менее оно сохраняется. Мужчины не перестают требовать верности от жен просто потому, что те принимают противозачаточные таблетки. Это постоянство указывает на важность нашей эволюционной сексуальной психологии — психологии, которая возникла с ориентацией на важнейшие условия первобытного мира, но продолжает сохранять свою власть и в нынешнем мире сексуальных отношений.

Влияние СМИ на стандарты красоты

Рекламщики широко эксплуатируют привлекательность красивых молодых женщин. Некоторые даже утверждают, что именно СМИ и Мэдисон-авеню формируют единый стандарт красоты, к которому все должны стремиться. Считается, что реклама внушает неестественные, идеализированные компьютерные образы красоты и заставляет людей стремиться к ним. Такая интерпретация, возможно, в какой-то мере и верна, особенно когда нам демонстрируют неестественно худеньких моделей, однако в то же время она как минимум отчасти ошибочна. Стандарты красоты не являются чем-то необоснованным — это надежные признаки репродуктивной ценности. Рекламщикам ни к чему навязывать нам какие-то стандарты красоты, они просто используют все, что помогает продавать товары. Они сажают юную девушку с чистой кожей и правильными чертами лица на капот автомобиля последней модели или показывают, как несколько привлекательных женщин с любовью смотрят на мужчину, пьющего пиво известной марки, поскольку эти образы включают определенные психологические механизмы мужчин и таким образом помогают продавать машины или пиво, а не потому, что рекламщикам хочется установить определённый стандарт красоты.

 

Тем не менее у медиаобразов, воздействию которых мы ежедневно подвергаемся, есть потенциально опасные последствия. В одном исследовании группам мужчин показывали фотографии очень привлекательных женщин и женщин средней привлекательности, а затем просили оценить преданность своим романтическим партнершам. Мужчины, которые рассматривали фотографии красивых женщин, находили своих партнерш менее привлекательными, чем мужчины, которые рассматривали фотографии женщин средней привлекательности. Еще важнее то, что мужчины из первой группы ниже оценивали свою преданность, удовлетворенность, серьезность и близость отношений со своими реальными партнершами. Аналогичные результаты были получены в другом исследовании, где мужчины рассматривали журнальные фото обнаженных моделей: они также ниже оценивали привязанность к своим партнершам.

Причина таких изменений отношения заключается в нереалистичном характере данных изображений. Нескольких привлекательных женщин, снимающихся в рекламе, выбирают из тысяч претенденток. Во многих случаях делаются тысячи фотографий выбранной модели. Известно, например, что в журнале Playboy делают около 6000 снимков девушки, появляющейся на развороте. Из этих тысяч фотографий лишь несколько отбирают для разворота и рекламы. А потом эти снимки обрабатывают в фоторедакторе. В результате мужчины видят не то, что есть в действительности, а искусно обработанные изображения самых привлекательных женщин в самых привлекательных позах на самом привлекательном фоне. Сравните эти фотографии с тем, на что смотрел первобытный мужчина, живший в группе не более чем из 150 человек. Вряд ли в таких условиях ему удавалось видеть сотни или хотя бы десятки привлекательных женщин. Однако, будь у него доступ к множеству привлекательных фертильных женщин, он вполне мог бы захотеть сменить партнершу и его преданность реальной спутнице снизилась бы.

У нас те же самые механизмы оценки, которые выработались в древние времена у наших предков. Однако сегодня на эти психологические адаптации воздействуют десятки образов привлекательных женщин, с которыми мужчины ежедневно сталкиваются в нашей визуально насыщенной среде — в интернете, журналах, на рекламных плакатах, телевидении и в кино. Эти образы не соответствуют реальным женщинам в реальной социальной среде. Они, можно сказать, лишают нас адаптаций, выработанных для иных условий поиска партнера. Иногда они способны приносить несчастье, разрушая существующие реальные отношения. Доступ к тысячам объявлений потенциальных партнеров на таких интернет-ресурсах и приложениях, как Tinder, Match.com и OKCupid, может сбивать с толку и заставлять думать, что можно найти кого-то получше, стоит только просмотреть достаточно много вариантов.

Под влиянием этих образов мужчины теряют удовлетворенность и преданность существующим партнершам. Они потенциально вредны и для женщин, так как вызывают бесконтрольное и нездоровое состязание за идеальную фигуру, которая якобы привлекательна для мужчин, но на деле далека от того, что предпочитает большинство. Беспрецедентный уровень распространения расстройств пищевого поведения, таких как нервно-психическая анорексия, а также расцвет пластической хирургии, например абдоминопластика и увеличение груди, в определенной мере зависят от этих медиаобразов. Некоторые женщины идут на немыслимые жертвы, чтобы стать тем, что они считают мужским идеалом. Но к таким последствиям при- водит вовсе не создание каких-то новых стандартов красоты. Стандарты женской красоты у мужчин существуют давно, так же как и механизмы соперничества за партнера у женщин, а СМИ просто эксплуатируют их с невиданным и нездоровым размахом.

 

Какую бы роль ни играла красота тела и лица в мужских предпочтениях, эти качества помогают решить только один набор адаптивных задач, стоящих перед мужчинами, — поиск способных к деторождению женщин и вступление с ними в сексуальный контакт. Однако выбор репродуктивно ценной партнерши не гарантирует, что эта ценность будет принадлежать только одному муж- чине. Следующая важнейшая адаптивная задача — гарантия отцовства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+