Вредное развитие: почему не нужно делать из детей малолетних гениев | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Вредное развитие: почему не нужно делать из детей малолетних гениев

читайте также
+2955 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +213 просмотров за суткиВ гостях у сказки: как истории Астрид Линдгрен меняли шведские законы +408 просмотров за суткиСемейный альбом: как изменился портрет российского домохозяйства с середины 1990-х годов +26 просмотров за суткиСкорочтение для детей. Франшиза центров эффективного обучения. Интервью с автором методик эффективного обучения детей Шамилем Ахмадуллиным. +288 просмотров за суткиТеория хаоса: почему безопасная среда не так уж полезна для детей +260 просмотров за суткиПолный беспорядок: почему онлайн-знакомства — пустая трата времени +27 просмотров за суткиСлежу за тобой: методика израильских спецслужб поможет выявить мошенника в компании +39 просмотров за суткиЛожный выбор. Стоит ли бежать из корпоративного рабства в собственный бизнес +8 просмотров за суткиКлубок чувств: распутать, распознать и поделиться +213 просмотров за суткиОперация «Преемник»: перестать «бояться бояться» и сделать страх своим союзником +39 просмотров за суткиКак не пойти ко дну в бизнесе? Обеспечьте себе поддержку друзей +6 просмотров за суткиЧему вице-президент Газпромбанка учит сына на Шпицбергене +61 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему +4 просмотров за суткиАрхетипический бабник Юнг, консервативный радикал Спок и другие семейные тайны психологов +154 просмотров за сутки«Креативная» ходьба. Как гулять, чтобы вас посетила гениальная идея +6 просмотров за суткиКак уладить непримиримые разногласия. Советы профессионального переговорщика +12 просмотров за суткиПослушный ребенок – несчастный ребенок? Что на самом деле означают детские капризы и истерики +4 просмотров за суткиКарта на вырост. Российские банки начинают конкурировать за детей +216 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детская решительность и кто ею пользуется +8 просмотров за суткиУйти, чтобы вернуться: что делать с отношениями, переставшими приносить удовлетворение
Forbes Woman #дети 17.10.2017 17:47

Вредное развитие: почему не нужно делать из детей малолетних гениев

Фото Getty Images
Автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Академия монсиков» об опасностях раннего развития и о техниках запуска эмоционального интеллекта

Пока мы с моей 4-летней дочкой Витой лепим пластилиновых зайчиков, ставим сценки из сказок и изучаем времена года в парке, тысячи других детей ее возраста мучительно стараются выводить красивые буквы неподготовленной рукой, правильно складывать цифры и читать по слогам под строгим надзором родителей. Будут ли эти дети умнее моей дочери? Возможно. Будут ли они счастливее?  Не уверена.

Еще 10-15 лет назад все говорили о детях-индиго и маленьких гениях. Но сегодня мы не видим их огромного количества  среди именитых художников, известных политиков и молодых бизнесменов. Что пошло не так в той «блестящей» теории раннего развития?

К сожалению, и сегодня этот глобальный мировой эксперимент над детьми продолжает существовать и развиваться. И любые попытки ученых и нейропсихологов донести до масс вред такого подхода утопают в общем хоре креативных новаторов, которые придумывают все новые техники раннего развития. А популярные детские передачи легко находят своих героев — детей 4-5 лет, которые знают все произведения известных композиторов и наизусть читают «Евгения Онегина». Родители радостно аплодируют детям без детства, восхищаются их талантами, но не задают себе главного вопроса — Нужны ли на самом деле такие знания 5-летнему ребенку? Не веселые игры во дворе, не развитие навыков общения, не истинное знакомство с собой и своими эмоциями, а именно эти строки великого романа, которые далеко не каждый взрослый может процитировать даже в небольшой его части?

Стресс – главный демотиватор и регрессор развития

Чтобы приблизительно понять чувства ребенка, вынужденного в свои 3-4 года выполнять непосильные задачи, представьте себе взрослого человека с математическим складом ума, которому пришлось бы сочинять стихи — красивые, со смыслом, под невероятным давлением, в строго поставленные сроки, без права на ошибку. Уровень стресса зашкаливает. В таком же вынужденно скованном состоянии находятся и дети, от которых требуют невозможного. Безусловно, ребенок может выучить цифры и буквы даже в два года, но это машинальное запоминание никак не говорит об его уровне интеллекта.

Заставляя детей развиваться ускоренными темпами, родители отбирают у них ресурсы, необходимые для развития эмоциональной и физической сфер, и передают им навыки, к которым ребенок не готов ни физически, ни психологически, ни эмоционально. Находясь под непрерывным давлением, испытывая страх перед наказанием или порицанием, ребенок впадает в сильнейший стресс, депрессию и апатию. А это оказывает негативное влияние на биохимические процессы мозга, включая развитие познавательных процессов, что неизбежно приводит к обратному эффекту – регрессу интеллектуального развития.

Естественное развитие мозга

Мозг ребенка развивается по своему собственному плану и различия в развитии между детьми одного возраста могут достигать 3-4 лет, говорят нейрофизиологи. При естественном развитии и отсутствии отклонений к 9-летнему возрасту лобная зона головного мозга ребенка  во многом сформирована и ребенок уже готов к полноценной обработке информации.

Кроме того, исследования показывают, что ключ к будущим успехам в учебе  - это своевременное эмоциональное развитие. А именно умение выражать словами свои эмоции, желания и потребности, управление своим эмоциональным состоянием, понимание эмоций и мнений других людей, умение делиться своим мнением, строить отношения как с мальчиками, так и с девочками, и при необходимости обращаться к взрослым за помощью. Другими словами — это навыки, научиться которым помогут не прописи и чтение поэм, а такие простые вещи как активное общение, игры со сверстниками, творческие занятия, подготовка проектов и обсуждения с родителями эмоциональных открытий, встреченных за день.

5 техник, чтобы запустить процесс эмоционального развития

Важно помнить, что усидчивость, умение контролировать свою волю и способность к самоорганизации также приходят к девяти годам. Поэтому занятия с маленькими детьми лучше делать короткими и в игровой форме.

1. Если вы хотите познакомить ребенка с новой темой или просто желаете что-то с ним обсудить, начните разговор с вопросов: «Что ты об этом уже знаешь?», «Что бы ты хотел об этом узнать?».

Например, на вопрос «Что ты знаешь о Древнем мире?», возможно, ребенок ответит, что тогда люди думали, что Земля плоская и держится на трех слонах, которые в свою очередь стояли на черепахе. Затем спросите его: «А что бы ты еще о нем хотел узнать?». Вот тогда и проясниться его настоящий интерес — «А Аргонавты правда были?» Мы переходим от педагогике знаний к педагоги смыслов. Ребенку очень важно понимать смысл, для чего ему та или иная информация.

2. Мир начинается с эмоций. Рассказывайте ребенку о том, что вы чувствуете, и спрашивайте о его чувствах. Поводом для такого разговора может стать любая ситуация. Для общения с детьми дошкольного возраста можно использовать формулу: «Я чувствую ..., потому что ты ...». Например, «Я расстроена, потому что ты не собрал свои игрушки, как мы договаривались».

3. Одна из самых интересных и познавательных практик — семь видов контента. Предложите ребенку изучить интересную тему с семи сторон. Например, в процессе изучения подводного мира, каждый день недели уделяйте одному из занятий — чтение литературы о морских обитателях, просмотр интересных познавательных фильмов, рисование и лепка рыб, создание большого плаката с рыбами, семейный поход в океанариум и даже покупка настоящей золотой рыбки в домашний аквариум.

4. Игра «Мир роботов». Наблюдая за работой людей в магазине, поликлинике или в школе, спросите у ребенка: «А если это действие будет выполнять робот, как тогда изменится эта профессия? Как изменится этот магазин, школа или поликлиника?».

5. Игра «Соедини три слова». Возьмите наугад три любых слова и предложите ребенку составить ситуацию, которую все эти три слова могут описать в одном предложении. Например – «гусь», «куст», «машина». Получится: «Когда проехала машина, гусь спрятался за куст». Эта отличная игра на развитие вариативного мышления украсит вашу прогулку в парке или посиделки дома в холодное зимнее время.

Счастье и здоровье ребенка – это главные ценности для каждого родителя. Но в погоне за гениальностью, мы легко можем отобрать у них и здоровье и ощущение счастья, заменяя их стрессом и нервозностью.

Вчера моя 4-летняя Вита сама открыла любимую книжку про Монсиков и пересказала знакомый текст. Это она так читает. В ответ на вопрос хочет ли она выучить буквы, чтобы прочитать следующую книжку про любимых героев, я услышала уверенное «Да».

 

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться